Траур без похорон

Водолазы готовятся поднимать электроход «Булгария» со дна

,
ИТАР-ТАСС
Объявлен всероссийский траур по погибшим на электроходе «Булгария». Сотрудники МЧС готовятся поднять судно со дна, чтобы достать оставшиеся там тела и установить окончательную причину трагедии.

Во вторник в России начался траур по погибшим на судне «Булгария», которое за три минуты ушло под воду на пути от Болгара к Казани. Жертвами ЧП, по официальным данным, стали 58 человек — тело еще одного погибшего водолазы подняли со дна во вторник утром.

Однако многим в Казани пока некого хоронить.

Судьба еще нескольких десятков из 209 пассажиров «Булгарии» остается неизвестной.

В понедельник родственники еще числящихся пропавшими без вести пассажиров пытались следить за спасателями, вытаскивающими из воды тела. На берегу рядом с местом крушения «Булгарии», в 150 километрах от Казани, разбили лагерь с камуфляжными палатками и доступом в интернет. Опознание погибших проходит в 15-й городской больнице и республиканском морге рядом с ней. Но родственников внутрь еще не пускают, и родные пропавших без вести пассажиров «Булгарии» едут в лагерь около деревни Сюкеево. Во вторник в лагерь должна приехать «команда лучших водолазов» с Саяно-Шушенской ГЭС, участвовавших в поисковых работах после аварии на станции в августе 2009 года. Проект подъема из Волги «Булгарии» уже разработал петербургский НИИ Минобороны, сообщил «Интерфакс». 11 лет назад они подготовили план подъема атомной подлодки «Курск».

В Республиканской больнице Татарстана вечером в понедельник осталось только три пассажира электрохода. Сначала в больницу привезли 12 человек, большинство выписались в этот же день или на следующий. Шедший за «Булгарией» круизный корабль «Арабелла» взял на борт больше семидесяти пассажиров, если кто-то из них и получил травмы, то не тяжелые.

В травматологический корпус больницы, где лежали пострадавшие, пускали всех с раннего утра понедельника — родственников, друзей, журналистов. Впрочем, с прессой общались не все пациенты. Артур Гарифулин о катастрофе рассказывать отказывался. По словам другой пассажирки, у него одна из самых сложных травм. «Сильно повреждено вот здесь», — показывает она на голень и ступню. 28-летняя же Лилия Саттарова из Волжска дала в понедельник 17 интервью, «все об одном и том же». «Все ходят и то так попросят встать, то этак, то так перед камерой пройтись. Устала я уже», — делится она с соседками по палате, но все же рассказывает историю крушения «Булгарии» новой группе корреспондентов.

У Саттаровой глубокие порезы на руке. Когда ее каюта полностью наполнилась водой и дышать было уже нечем, кто-то с другой стороны палубы разбил закрытый иллюминатор. Успевшая надеть спасжилет Саттарова, «как пробка», выплыла на поверхность через разбитое стекло. От этого и колото-резаные ранения.

Саттарова отправилась в круиз по Волге первый раз, путешествовала с мужем и семьей двоюродного брата.

По ее словам, то, что «Булгария» — судно ветхое, было видно сразу. Когда во время круиза Казань — Болгар — Казань пошел сильный дождь, вода текла в каютах и коридорах палуб с потолка, заливая стены.

Сильной грозы и ливня на пути от Болгара к Казани судно уже не выдержало.

То, что «Булгария» шла с наклоном вправо с самого начала, Саттарова и ее семья не заметили. (Впоследствии о крене им скажет капитан «Арабэллы», его судно вышло на час позже «Булгарии». Спасшимся пассажирам он также сообщит, что у «Булгарии» работал один мотор.) Выжившая в крушении электрохода рассказывает, что их корабль резко наклонился вправо через час после выхода из Болгара. «Подул шквалистый ветер, нашу каюту сильно наклонило вправо. Все произошло буквально за несколько секунд», — вспоминает она. Никакого сигнала SOS или предупреждения от экипажа пассажиры не услышали, где лежат спасжилеты, никто перед поездкой им не рассказывал. Семья Саттаровой чудом нашла их в шкафу и успела «накинуть на себя». Большая часть пассажиров — «наверняка нет», говорит собеседница. Саттарова фактически пересказывает сцену из фильма «Титаник». «Булгария» наклонилась на 90 градусов, семью потоком воды из иллюминатора вынесло в коридор, который через несколько секунд оказался полностью затоплен. Из кают напротив, оказавшихся наверху, по коридору на Саттаровых скатывались другие пассажиры. «Я глотала и глотала воду, потом кто-то под водой открыл дверь в каюту, мы глотнули воздух и опять оказались под водой». Она помнит, что угол наклона стал больше 90 градусов, когда кто-то разбил иллюминатор и семья оказалась на поверхности.

В воде Саттарова провела больше часа. По ее словам, мимо за это время проплыла одна баржа («я видела только одну, название начиналось с А). Потом приплыла «Арабэлла», встала на якорь. Команда связала вместе все шлюпки и бочки, посадила на них людей.

Вечером на причале «Арабеллу» встречало пол-Казани.

Сейчас на пирсе напротив места, где пришвартовалось судно, памятная стена. На бетонных плитах висят имена всех пассажиров «Булгарии», рядом помечено, кто выжил. Среди свечек лежат детские игрушки — большие плюшевые зайцы, погремушки, куклы Барби. На электроходе плыли почти 60 детей. «Такого в Казани еще не было», — говорили в понедельник пришедшие вечером к стене жители.