Пенсионный советник

Гаев у выхода из метро

Генпрокуратура потребовала уволить главу метрополитена Москвы Дмитрия Гаева

Варвара Петренко, Рустем Фаляхов 14.12.2010, 16:21
ИТАР-ТАСС

Генпрокуратура поставила перед мэром Москвы вопрос об увольнении главы столичной подземки Дмитрия Гаева. Мэрия письмо прокуратуры не комментирует. Сам Гаев говорит, что узнал о нем из СМИ, официальных материалов проверки не видел, и от комментариев воздержался.

Во вторник Генпрокуратура России поставила вопрос об увольнении с должности руководителя ГУП «Московский метрополитен» Дмитрия Гаева, возглавляющего предприятие последние 15 лет. В письме, направленном надзорным ведомством в адрес мэра Москвы Сергея Собянина, говорится также об устранении выявленных нарушений, защите государственных интересов, а также взыскании с Гаева убытков, причиненных предприятию.

Выводы прокуроры сделали на основании проверки деятельности ГУП «Московский метрополитен» за последние 10 лет.

Генпрокуратура установила, что с 2000 года руководство метрополитена ежегодно без согласия столичного правительства сдавало в аренду помещения. Кроме того, ГУП до сих пор не оформил право хозяйственного ведения на 71 станцию и почти две сотни перегонов между станциями метрополитена, заявили в прокуратуре. А 34 земельных участка, по данным ведомства, предоставленных подземке в аренду, до сих пор не поставлены на кадастровый учет, из-за чего не регистрируются и договоры аренды.

По данным Генпрокуратуры, руководство подземки легкомысленно относится к станциям, являющимся объектами культурного наследия: их эксплуатируют в отсутствие охранного обязательства.

Кроме того, Гаеву предъявили и ставшие модными в последнее время обвинения в нарушении требований к проведению торгов.

«Предприятие необоснованно устанавливает дополнительные требования к участникам торгов, приводящие к ограничению конкуренции и сокращению количества потенциальных участников», — говорится в сообщении прокуратуры. Так, в 2008—2009 годах на оплату услуг по инкассации без конкурса было израсходовано 300 млн руб., по страхованию — 70 млн руб. При этом организации, оказывающие эти услуги, отбирались без проведения открытых торгов. На предприятии не был создан резервный фонд за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли, а также фонды развития производства, развития социальный сферы и материального поощрения.

Также Генпрокуратура отметила, что Гаев недостаточно заботился и об обеспечении безопасности пассажиров и движения поездов: допускались нарушения при содержании путей, эксплуатация неисправного подвижного состава, сбой в графике движения, ошибки диспетчеров. Руководство метрополитена не перерегистрировало эксплуатируемые предприятием 82 опасных производственных объекта. В текущем году, отмечают в надзорном ведомстве, в 2,5 раза возросло количество нарушений по причине сна машинистов на рабочем месте.

По данным прокуратуры, за последние два года рост травматизма составил более 12%. Если в 2008 году были травмированы 1742 пассажира, в 2009 году — 1951, то за 11 месяцев 2010 года цифра выросла до 2075.

На уровень безопасности пассажиров негативно влияет и нарушение предельно допустимых значений уровня шума и температурного режима, установленных «Санитарными правилами эксплуатации метрополитенов», считают прокуроры. При этом показатели микроклимата по температуре превышают допустимые почти на 50%, уровни шума в пассажирских салонах — на 30%.

В довершение всего договоры об охране подлежащих государственной охране объектов метрополитена заключались с собственным ЧОПом.

Предъявляет прокуратура претензии и лично к Гаеву: как указано в сообщении, он имеет «корыстный интерес» и присваивает чужие изобретения.

В частности, отметили в Генпрокуратуре, «руководитель ГУП «Московский метрополитен» при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения. Он создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение либо коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого предприятия». В итоге Гаев стал патентообладателем и начиная с 1999 года получил от возглавляемого им ГУПа 112 млн рублей.

В мэрии комментариев по поводу обращения Генпрокуратуры пока не дают.

Возможную отставку Дмитрия Гаева в московском правительстве начали обсуждать около трех недель назад.

«Было понимание, что решение готовится. Но не было никакой конкретики, никаких бумаг», — говорит источник, близкий к одному из профильных департаментов правительства Москвы. Другой источник, близкий к городскому правительству, говорит, что команда Сергея Собянина не могла найти кандидата на пост руководителя Московского метрополитена. «Дмитрий Гаев — один из немногих, кто мог с этим (московским метро — «Газета.Ru») справиться», — заметил источник.

Годовые бюджеты московского метро составляют около $1 млрд. В прошлом году в городском бюджете на строительство метро было выделено 24 млрд рублей, а из федерального бюджета поступило 1 млрд 919 млн рублей. В текущем из бюджета Москвы выделено 23,8 млрд рублей, а из госбюджета ожидаются 3 млрд рублей.

В руководстве метрополитена настаивали, что для обеспечения нормального темпа строительства метро необходимо не менее 40 млрд рублей в год. В ноябре московские власти заявляли, что намерены увеличить бюджет Московского метрополитена на будущий год более чем на 50%.

Сейчас работу метро проверяет и Счетная палата. В контрольном ведомстве «Газете.Ru» пояснили, что предварительные итоги проверки метрополитена будут подведены на заседании коллегии СП 28 декабря. Окончательные итоги — в конце января. Возглавляет проверку аудитор Сергей Рябухин.

Сам Гаев рассказал «Газете.Ru», что услышал о предъявляемых к нему претензиях по радио и никаких официальных материалов еще не видел.

«Проверка длилась несколько недель, однако с итоговой справкой ГУП «Метрополитен» еще не ознакомлен», — сообщил он, отметив, что «не комментирует информацию в СМИ».

Между тем проверка, да и выводы прокурорской комиссии были вполне ожидаемы. Полтора месяца назад мэр Сергей Собянин обратился к КСП с просьбой провести проверку целевого и эффективного использования субсидий на развитие метрополитена (начавшаяся в начале ноября проверка еще не завершена, она продлится по март 2011 года).

Собянин озвучил свою идею на заседании правительства Москвы при обсуждении плана мероприятий по повышению качества и безопасности перевозок в московском метро.

Заявив о необходимости увеличить темпы строительства линий подземки до 15 км в год, он усомнился, что выделенные на это средства будут использованы эффективно.

По его словам, при увеличении выделяемых средств на строительство метро можно ждать «сразу увеличения стоимости километра». Он предложил метрополитену найти способы «удешевления» строительства новых линий.

Аргументы Гаева о том, что стоимость строительства одного километра линии метро в Москве составляет около 5 млрд рублей, а разработка и согласование проектной документации занимает (из-за издержек федерального Градостроительного кодекса) около 4 лет, после чего устаревает и требует корректировки, градоначальник выслушал без особого интереса. Так же как и предложение активнее заняться строительством более дешевых линий скоростного трамвая и «легкого метро». Видимо, решение о том, как мотивировать руководство метрополитена к экономии, было им принято заранее.

«Чтобы вам не было скучно работать, предлагаю вместе с департаментом транспорта и Счетной палатой провести проверку работы метрополитена», — заявил Собянин.

В эпоху Лужкова о проблемах метростроения было принято говорить лишь, что федеральный центр не выполняет своих обязательств по его финансированию. Однако, недовольство Гаевым накопилось под конец и у экс-мэра.

В начале июня Лужков сделал Гаеву выговор, предложив ему «слезть с пьедестала и заняться ремонтом и профилактикой метро».

«Нет никаких мер, которые опускали бы этого великого человека, который уже на пьедестале, который выше «Рабочего и колхозницы», — оценил деятельность Гаева Лужков. Досталось тогда от экс-мэра и его заместителю Бирюкову за то, что он недолжным образом контролировал работу руководителя метрополитена: «Требовали бы от него работы по профилактике, по своевременным ремонтам, по дисциплине, которая необходима. Этого у вас нет! И в концепции тоже! Вы забыли эти обязательные, понятные всем вещи. Метро должно работать как часы»

Сотрудник структуры, близкой к метрополитену, называет в качестве кандидата на пост руководителя московской подземки начальника департамента капитальных вложений Минрегионразвития Владимира Когана.

«Он входит в совет директоров «Мосметростроя», это назначение представляется логичным», — говорит источник в отрасли. Сейчас Владимир Коган находится в командировке, сообщили «Газете.Ru» в министерстве. На письменный запрос относительно возможного перехода чиновника в Московский метрополитен в пресс-службе Минрегионразвития не ответили.