Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Инициатором законопроекта явилось в первую очередь ректорское сообщество»

Интервью со статс-секретарем — замглавы Минобрнауки Иваном Лобановым

Статс-секретарь — заместитель министра образования и науки Иван Лобанов рассказал «Газете.Ru», зачем нужен новый закон «Об образовании» и как с его принятием изменится российская система образования. Публичные обсуждения законопроекта на специально для этого созданном сайте стартуют 1 декабря 2010 года.

Иван Васильевич, расскажите: кто работал над законопроектом?

— Рабочая группа по подготовке текста законопроекта была утверждена комиссией правительства по законопроектной деятельности, туда вошли представители всех профильных министерств, Совета федерации и Госдумы, а также ректоры ведущих высших учебных заведений и представители региональных органов управления образованием. Всего более тридцати человек, то есть группа достаточно большая.

— К проекту закона предъявляются претензии, что в нем не обозначены ни цели, ни задачи реформы образования. Можете пояснить, в чем заключается концепция этого документа?

— За последние годы явно обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. Сейчас действует закон, который принимался в 1992 году, с того времени многое изменилось — и в подходах к образованию, и в обеспечении образовательного процесса. Новый закон должен позволить системе образования работать, не отставая от модернизационных запросов общества.

— Критики проекта закона «Об образовании» говорят, что в нынешнем виде он слишком объемный и больше похож на «справочник, пересказывающий российское законодательство в области образования». Как будет решаться этот вопрос?

— На сегодняшний день отношения в сфере образования регулируются слишком большим количеством законодательных и других нормативных правовых актов. Если собрать их все вместе — поверьте, получится куда более массивное издание, чем те материалы, которые сейчас выложены на сайте министерства для обсуждения. И, тем не менее, в настоящее время законопроект дорабатывается, в том числе на предмет возможности сокращения его объёма. Мы уже провели стилистическую работу, убрали ненужное дублирование, сделали текст более выверенным и удобным для чтения и понимания. Сейчас уже можно сказать, что в нем будет не более 150—200 страниц, то есть объем сократится на треть.

— На прошедших обсуждениях законопроекта поднимались три больных вопроса — что будет с дошкольным, начальным профессиональным и высшим образованием. Начнем с дошкольного: действительно ли планируется сделать его обязательным? И если да, то на ком лежит обязанность его предоставлять — на родителях или на государстве?

— Сейчас речь об обязательном дошкольном образовании не идет, но хочу сказать, что это действительно один из самых острых вопросов законопроекта. Мы готовы выслушать наших коллег, профессиональное сообщество, родителей и вместе прийти к какому-то оптимальному решению. По итогам первых обсуждений подходы существуют диаметрально противоположные — от обязательного до факультативного. В то же время многие выражают опасение, что при обязательном дошкольном образовании у родителей будет отсутствовать возможность дать своему ребенку так называемое семейное образование. Хочу сказать, что это категорически не так. Возможность получения образования в семье останется при любых вариантах развития событий. Также в любом случае дошкольное образование было и останется бесплатным и общедоступным.

— Законопроект упраздняет начальное профессиональное образование, соответственно, ПТУ исчезнут из системы. Какова цель этого? Что будет взамен НПО? И что произойдет со средним профессиональным образованием?

— В законопроекте идет речь о модернизации системы начального профессионального образования. Другой вопрос, что начальное профессиональное образование, которое мы имеем сейчас, не всегда может давать нужную квалификацию и навыки, которые необходимы современной экономике. Законопроект предусматривает повышение начального профессионального образования до уровня среднего профессионального, в рамках которого будут реализовываться как подготовка квалифицированных рабочих, так и подготовка специалистов среднего звена. Кроме того, предлагается осуществлять подготовку рабочих не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве. Возможностей будет более чем достаточно. В соответствии с проектом решается проблема «тупиковости» начального профессионального образования. У выпускников ПТУ появится реальная возможность при желании продолжить учебу на следующих ступенях среднего и высшего профессионального образования.

— Не менее острый вопрос законопроекта — это реформа высшего образования. Почему союз ректоров был недоволен предлагаемыми изменениями и довольно жестко раскритиковал эти главы на обсуждениях в МГУ?

— Я хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что инициатором этого законопроекта явилось в первую очередь ректорское сообщество. Представители союза ректоров сами непосредственно участвовали в написании текста законопроекта.

— Почему же у них возникло столько нареканий?

— Давайте разберемся: одно из основных нареканий, которое у них возникло, касается типологии вузов. Дело в том, что у нас более 50% высших учебных заведений в 90-е годы преобразовались из институтов в академии и университеты. Это ненормально. Процесс наведения порядка всегда вызывает чье-то недовольство, а зачастую и осуждение по различным причинам. Это не должно нас останавливать в движении вперед. Новая структура ВПО предполагает наличие колледжа, реализующего программы бакалавриата, института, который будет готовить и бакалавров и специалистов, и университета, который будет предоставлять программы высшего образования всех уровней, а также осуществлять подготовку научных кадров. При этом такая идеология систематизации учреждений высшего профессионального образования не означает запрета на осуществление колледжами и институтами научной деятельности — просто основной акцент должен быть сделан именно на учебную составляющую. Для университетов осуществление научной деятельности является обязательным, и в том числе по ее результатам будет оцениваться деятельность университетов в целом. Я хочу подчеркнуть еще, что закрепляемые законопроектом виды высших учебных заведений «колледж – институт – университет» соответствуют сложившейся международной практике. Это к вопросу интеграции в мировой образовательный процесс. А вот столь популярные у нас «академии» практически не распознаются как учреждения высшего профессионального образования зарубежным образовательным сообществом.

— По поводу бакалавриата многие выражают опасения, что человек фактически получает не профессию, а лишь статус. Как вы это прокомментируете?

— Это большое заблуждение. В рамках уровневой системы подготовки высшего профессионального образования бакалавр обучается четыре года. Бакалавр — это тот, кто, изучая программу высшего профессионального образования, понимает, что ему нет необходимости два лишних года приобретать ненужные в данный момент знания. Это полноценный специалист с высшим образованием, который уже готов работать, получать практический опыт, зарабатывать деньги. Дальше, если он ощущает потребность изучать специальность более детально, идти по научной стезе, он выбирает обучение в магистратуре. Уровневая система высшего профессионального образования разработана в связи с тем, что мы являемся участниками Болонского процесса и взяли на себя обязательство по интеграции нашей системы образования в европейскую. Но это не бездумное копирование. Нам необходимо чтобы наши специалисты котировались за рубежом, а для этого нужно, чтобы как минимум наша и зарубежные образовательные системы начали движение к какой-то общей базе для дальнейшей интеграции.

— Очень много разговоров возникает относительно планируемого перераспределения вузов. Как оно будет происходить?

— В первую очередь произойдет выделение «ядра» ведущих вузов, которые стали бы локомотивами развития всего высшего образования. Это прежде всего МГУ, СПбГУ, федеральные и научно-исследовательские университеты, лучшие региональные вузы. Других ожидает оптимизация — как по количеству, так и по качеству: часть вузов будет вливаться в более сильные. Будут и те, кому придется либо поменять статус и заняться образованием «этажом ниже», либо вообще уйти с образовательного поля.

— По каким параметрам будут распределяться вузы?

— Это будет определяться многими критериями, но прежде всего уровнем качества образования в подготовке специалистов.

— Будет ли в новом законопроекте разработан механизм, предполагающий борьбу с коррупцией в вузах? Известны и расценки на поступление в тот или иной вуз, и способы платы за поступление (например, занятия у репетиторов из числа определенных преподавателей вуза). Министерство как-то отслеживает ситуацию? И почему все это не пресекается?

— Этот вопрос был бы актуален до введения в качестве итоговой аттестации выпускников школ единого государственного экзамена. Благодаря ЕГЭ говорить о каких-то коррупционных вещах при поступлении в вуз сегодня уже не приходится. Расценки, репетиторы, другие атрибуты «дикого» поступления в вузы, которые были до введения ЕГЭ, ушли в прошлое. В вузе иногда даже абитуриента не видят, ведь конкурс идет по заявленным балам итоговой сдачи ЕГЭ. Законодательством детально регулируется непосредственно процедура приема в вузы, она стала более прозрачной для поступающих и их родителей. Все документы, связанные с конкурсной ситуацией и результатами зачисления, должны публиковаться вузами в установленные законодательством сроки. Цифры, баллы, списки можно видеть в онлайн-режиме на сайтах вузов. Министерство и Рособрнадзор всю ситуацию с ежегодным поступлением абитуриентов в вузы отслеживают и, безусловно, будут продолжать это делать.

— Как будут финансироваться образовательные учреждения, предполагаются ли для них какие-то налоговые льготы?

— Проектом федерального закона предусматривается возможность финансового обеспечения деятельности не только государственных и муниципальных образовательных учреждений, но и частных. Эти меры также позволят обеспечить доступность всех уровней образования в любых образовательных организациях независимо от их формы собственности, а также повысить качество образования за счет развития конкуренции в системе образования. Что же касается предоставления налоговых льгот образовательным учреждениям, это не относится к предмету правового регулирования законодательства об образовании, это прерогатива Налогового кодекса.

— К 1 декабря законопроект должны выложить в интернет для открытого общественного обсуждения, как это было с проектом закона «О полиции». Позже в СМИ прошла информация о том, что домен «Законопроект-2010.ру», где должен появиться текст документа, нужно будет выкупать — у него уже есть владелец. Как сейчас обстоят дела с сайтом?

— Да, у сайта был и остается владелец — государство Российское. Выкупать, продавать, обменивать ничего не нужно. В соответствии с поручением президента Дмитрия Медведева 1 декабря 2010 года начнется общественное обсуждение законопроекта на специализированном сайте www.zakonoproekt2010.ru. В настоящее время все необходимые подготовительные работы для размещения законопроекта на этом сайте уже завершены. Мы планируем привлекать к разъяснениям онлайн и анализу поступивших предложений представителей экспертного и профессионального сообщества и надеемся, что это будет важное и конструктивное обсуждение. Хочу напомнить, что на этой же площадке эффективно обсуждался закон «О полиции».

— Сколько времени, на ваш взгляд, может занять общественное обсуждение? Когда документ может быть внесен на рассмотрение Госдумы? Каков ваш прогноз относительно завершения сроков работы над законопроектом, существуют какие-то жесткие временные рамки?

— Мы можем только предполагать, что по аналогии с законом «О полиции» общественное обсуждение законопроекта в интернете продлится около двух месяцев, то есть завершится к 1 февраля 2010 года. К тому же с 15 декабря по 15 января мы намерены провести совещания в федеральных округах по обсуждению законопроекта с привлечением всех заинтересованных сторон. После завершения общественного обсуждения и доработки законопроекта с учетом поступивших рекомендаций проект закона должен пройти согласование с регионами и федеральными органами исполнительной власти, а дальше в установленном порядке быть внесен в правительство. О точной дате принятия этого закона пока говорить сложно.

— Нет ли у вас опасений, что сейчас законопроект «Об образовании» доработают, примут, назовут учебные заведения по-другому, а качественно ничего так и не изменится?

— Вообще-то, принятие закона не предполагает революций и потрясений. Законопроект направлен на обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, а также устранение существующих пробелов и противоречий в законодательных актах, регулирующих отношения в сфере образования.

В законопроекте нашли отражение уже реализованные и апробированные к настоящему времени в рамках проводящейся модернизации образования институты и элементы системы образования. Опасений, о которых вы говорите, у меня нет.

Новости и материалы
Россия заблокировала в СБ ООН резолюцию США о ядерном оружии в космосе
Хави изменил свое решение и намерен остаться в «Барселоне»
Франция планирует усилить цензуру против России
Российские врачи восстановили волосы мальчику, получившему страшные ожоги
Космический мусор повредил китайскую орбитальную станцию «Тяньгун»
«Зенит» сенсационно проиграл девятой команде РПЛ
Замминистра обороны Иванов помещен в СИЗО в Москве
Германия не будет лишать украинских мужчин статуса беженцев
Тренер «Локо» одним словом описал своих игроков, перевернувших матч в добавленное время
Журналисты высоко оценили новую игру с сексуальной героиней Stellar Blade
Госдеп подтвердил тайные поставки Киеву ракет ATACMS
Задержана бывший первый зампред правительства Подмосковья
Тренера Писарева дисквалифицировали на четыре матча
Врачи удвоили выживаемость при раке желудка 4-й стадии
Армянская полиция проводит жесткие задержания в центре Еревана
Ученые нашли в стоках вирус, уничтожающий одного из самых опасных паразитов
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В США заявили, что передали Украине ATACMS для применения на ее «суверенной территории»
Все новости