Родители ребенка, сбитого «Сапсаном», отсудили у «Российских железных дорог» 174 449 рублей. Об этом «Газете.Ru» сообщили в Мещанском районном суде Москвы, где проходило заседание по гражданскому иску четы Богдановых.
В качестве моральной компенсации за смерть 15-летнего сына Алексея Богданова каждый из родителей получит 80 тысяч рублей.
ОАО РЖД также должно заплатить семье Богдановых 13 701 рубль материальных расходов, а государству 748 рублей пошлины. В понедельник в суде была оглашена только резулятивная часть решения.
Скоростной поезд «Сапсан» сбил подростка 16 апреля 2010 года. Как утверждали в исковом заявлении его родители, их сын переходил пути около платформы Красный Бор Тосненского района Ленинградской области. Никакого оповещения на путях о приближении скоростного состава не было, потому что в это время «на платформе было плановое отключение электричества». В иске отмечается, что электричество было отключено долгое время и после трагического инцидента — сотрудникам милиции пришлось осматривать место происшествия с фонариками.
Истцы считают, что их сын погиб из-за «несоблюдения требований нормативных актов со стороны работников ОАО РЖД». Во-первых, говорится в иске, несмотря на правила, на станции не вывесили информацию, в какое время «Сапсан», идущий со скоростью 200 км/ч, проходит через платформу. Световых и звуковых сигналов, предупреждающих о прохождении поезда, также не было, несмотря на установленные законом нормы. Переходить с одной стороны платформы на другую жителям приходилось через рельсы, а не по мостам и переходам. Если же, отмечается в заявлении, на станции было отключено электричество, сотрудники должны были объявить о приближении опасного вида транспорта в мегафон. «Как видно из изложенного выше и показаний свидетелей, безопасных условий для перехода людей при следовании скоростного поезда «Сапсан» на станции не создано», — подытоживается в иске.
От РЖД Богдановы требовали 20 млн рублей моральной компенсации каждому из родителей.
Как отметил адвокат истцов Игорь Трунов, в суде компания пыталась доказать, что под поезд подросток попал из-за собственной неосторожности. В частности, машинист утверждал, что сигналил, когда поезд подходил к платформе, и что Богданов появился на путях, когда затормозить состав уже не мог. «РЖД повели себя некрасиво, пытались доказать путем нехитрых манипуляций, что мальчик был пьян и чуть ли не покончил жизнь самоубийством», — отметил также Трунов. По словам адвоката, ответчики ссылались на результаты вскрытия, которые обнаружили в крови подростка 0,4 промилле этилового спирта. При этом вскрытие было произведено через четыре дня после смерти, когда, отметил Трунов, «уже идут процессы брожения и в крови появляется алкоголь». «Они намекали на суицидальные наклонности ребенка. В результате нам пришлось опрашивать дополнительных свидетелей: очевидцев-таксистов у платформы, друзей, которые были вместе с Алексеем. Все говорил, что он не был пьян», — отметил юрист.
Решение суда истцы собираются обжаловать, заявил Трунов. По мнению его клиентов, сумма, присужденная потерпевшим, недостаточна для компенсации: «Этого не хватит даже на похороны».
«Сумма должна дисциплинировать того, кто виновен, и должна быть прецедентной. РЖД не предприняло надлежащих мер безопасности для жителей. А присужденные деньги не дисциплинируют РЖД — у компании не появится стимул, чтобы исправить эту ситуацию. Вкладывать больше в безопасность компании не захочется», — пояснил защитник.
В самом РЖД считают, что суд не признал компанию виновной в трагедии. «Мы должны выплатить эту сумму как владельцы средства повышенной опасности. Решение не является признанием или непризнанием вины», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе. Вопрос об обжаловании решения, как отметили в РЖД, еще не решен.
С позицией ответчика истцы не согласны. Трунов отметил, что удовлетворение иска уже является признанием вины РЖД. Требование Богдановых суд удовлетворил по ч. 1 ст. 1079 ГК, в которой говорится, что «юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
Известны как минимум еще два случая, когда «Сапсан» сбивал людей насмерть.
24 июня скоростной поезд сбил женщину на перегоне Сенеж — Подсолнечная Октябрьской железной дороги. А 11 сентября «Сапсан» насмерть сбил человека, который сидел на краю платформы на станции Бурга в Ленинградской области. Также в конце августа под «Сапсан» на платформе Трубниково попал мужчина — он лишился ноги. В РЖД уверены, что все случае произошли по вине пешеходов, не соблюдавших правила. По данным РЖД, всего в 2009 году в зоне движения поездов в России были травмированы 4447 человек, из которых 2953 погибли. В конце июня 2010 года в компании сообщили, что почти 1100 человек погибли с начала этого года на железных дорогах России, а пострадал за этот период 1661 человек, передает «Интерфакс».