Авиатакси завезло в прокуратуру

Возбуждено уголовное дело в отношении экс-руководителя департамента транспорта и связи Москвы Леонида Липсица

ИТАР-ТАСС
Возбуждено уголовное дело в отношении экс-руководителя департамента транспорта и связи Москвы Леонида Липсица. Это уже второе дело, связанное с программой авиатакси, активно продвигавшейся последние несколько лет Юрием Лужковым.

Следственный отдел по Северному округу столицы Следственного комитета при прокуратуре (СКП) возбудил уголовное дело в отношении экс-руководителя департамента транспорта и связи Москвы Леонида Липсица. Об этом сообщил во вторник официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. Бывший чиновник подозревается в мошенничестве и превышении служебных полномочий при реализации городской программы возрождения и развития региональных авиаперевозок с использованием малой авиации. Вместе с ним по делу проходит Полина Прицепа — гендиректор ЗАО «Растех», являющегося управляющей компанией — генподрядчиком в аэропорту «Иваново-Южный».

По данным следователей, Липсиц подписал с Прицепа подложный акт приемки-передачи оборудования для аэропорта Иваново-Южный

— из выделенных по госконтракту 127,5 млн рублей на приобретение аппаратуры автоматизированного зависимого наблюдения для контроля над полетами на малых и сверхмалых высотах в действительности были потрачены лишь 33,14 млн рублей. «По версии следствия, по госконтракту для поставки оборудования, необходимого для функционирования региональных перевозок в режиме авиатакси, из госбюджета было выплачено 127,5 млн рублей, — рассказал Маркин. — При этом Липсиц и Прицепа подписали акт приема-передачи оборудования, согласно которому условия контракта были полностью выполнены, однако на самом деле до настоящего времени оборудование, указанное в контракте, до конца не поставлено, в эксплуатацию не введено, а обучение персонала работе с оборудованием не проводилось».

Напомним, что это уже второе дело, связанное с реализацией программы воздушного такси. В августе прокуратурой Северного округа было возбуждено уголовное дело по факту деятельности ГУ «Авиационные услуги Москвы» (МАУ), специально созданного в 2006 году при департаменте транспорта и связи. Речь шла о хищении 43 млн руб., выделенных на программу организации воздушного такси между Москвой и аэропортом Иваново. По данным следствия, бывший генеральный директор МАУ Михаил Оводенко заключил два фиктивных договора с ЗАО «Растех» на поставку оборудования для оснащения авиационного маршрута Москва – Иваново средствами системы управления «Москва-АЗН» (аппаратура ADS). Акты приемки-передачи по невыполненным контрактам были подписаны Оводенко и Прицепа.

Кроме того, проверка выявила и доказательства аффилированности между руководством МАУ и «Растех»: руководивший тогда МАУ Михаил Оводенко одновременно занимал должность заместителя гендиректора ЗАО «Растех» с правом первой подписи. Совмещали работу в ГУ МАУ и ЗАО «Растех» и ряд других руководителей государственного учреждения. Обе компании даже располагались в одном здании на улице Космонавта Волкова.

Липсиц проходил по этому делу свидетелем. Однако после передачи дела в СКП и проведения дополнительного расследования было возбуждено второе дело, фигурантом которого оказался уже он сам.

Между тем еще в конце июня нынешний руководитель департамента Василий Кичеджи пообещал журналистам, что вскоре они услышат «достаточно громкие фамилии», а проведенные правоохранительными органами расследования выявили факты хищения более 100 млн рублей при реализации программы по строительству аэропортов в регионах ЦФО. «Документы нами уже собраны, и будут названы люди, причастные к воровству», – таинственно сообщил чиновник.

По словам самого Липсица, происходящее — либо ошибка, либо чей-то злой умысел.

При этом, как рассказал экс-чиновник «Газете.Ru», пока он даже не может понять, о каком именно акте идет речь: до сих пор, несмотря на то что с августа он проходит свидетелем по первому делу, представители правоохранительных органов с ним на эту тему не разговаривали. «Честное слово, я не понимаю, о чем речь, — заявил он. – Я все время нахожусь в Москве, но меня никуда не вызывали, ни о чем не спрашивали. Вся информация у меня из интернета. Но там все перепутано. Например, это вообще не программа воздушного такси, на него деньги никогда не выделялись. Кому-то выгодно создать этот шум. Но кому и для чего – я не понимаю».

Впрочем, несмотря на то что по долгу службы Липсиц курировал проект воздушного такси в Москве, он никогда не являлся горячим сторонником этой идеи. Представляемые им на правительстве Москвы программы развития транспорта регулярно «заворачивались» именно из-за недостаточного внимания к этому «стратегическому направлению». Так что лоббировал интересы МАУ в мэрии, судя по всему, кто-то другой.

Пост руководителя департамента Липсиц оставил в марте 2009 года, после резкой критики со стороны столичных властей. Столичный мэр публично высказал недовольство его работой по оснащению города светофорами и неспособностью справиться с пробками на дорогах.

К Прицепа у столичных властей претензий никогда не было. Более того, указом мэра Москвы от 20 марта 2008 года № 18-УМ возглавляемому ею ЗАО было присвоено звание «Поставщик товаров, работ, услуг для города Москвы».

Тогда же в интервью журналу «Авиапанорама» Прицепа рассказала, как, решая поставленную мэром столицы задачу восстановить региональные перевозки с системой управления из Москвы, возглавляемая ею компания, состоящая из 21 предприятия (включая финансовые структуры), построила аэропорт в Иваново «под ключ». По ее словам, не работавший 12 лет аэропорт был практически разграблен, инженерные сети сгнили. «За два года мы осуществили не реконструкцию, как предполагалось вначале, а фактически новое строительство», – рассказала Прицепа. А само ЗАО «Растех» «как управляющая компания проекта сумела осуществить весь цикл работ: от обоснования участия Москвы в подобном проекте — экономического расчета всех моделей, оценки рисков и так далее — до, по сути дела, самой реализации проекта».

По мнению источника «Газеты.Ru» в мэрии, сейчас на экс-руководителя департамента хотят переложить ответственность за действия совсем других лиц. А погреть руки на масштабном проекте пытались многие. Шла на пользу мошенникам и слабость, которую к проекту питает сам мэр столицы. Несмотря на кризис, в начале 2009 года Юрий Лужков подписал постановление, по которому сроки рассмотрения заявок из регионов продлевались. В текущем году планировалось рассмотреть варианты участия Москвы в создаваемых ОАО и выделение инвестиций на реконструкцию аэропортов Липецка и Тамбова, а в 2010-м – Курска. Даже после 30-процентного секвестрования городского бюджета и принятия решения о приостановке программы по реконструкции аэропортов в Центральной России строка расходов на аэропорт Иваново-Южный была сохранена. (Ранее Москва приобрела акции ивановского авиапредприятия «Золотое кольцо», которое не принимало самолеты десять лет, и провела его реконструкцию за 2 млрд рублей.)