Реставрацией займутся прокуроры

Возбуждено дело о растрате средств при реставрации Большого театра

ИТАР-ТАСС
Возбуждено дело о растрате средств при реставрации Большого театра. По версии следствия, одни и те же работы были оплачены несколько раз. Курирующее реконструкцию Министерство культуры объясняет причины резкого удорожания тем, что определить состояние здания театра до его закрытия было невозможно.

Московское управление СКП возбудило уголовное дело по факту необоснованно израсходованных денег, выделенных на реставрацию Большого театра. Как говорится в сообщении ведомства, установлено, что в августе 2003 года между федеральным государственным учреждением «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» и ЗАО «Курортпроект» был заключен контракт на проектирование второй очереди реставрации и реконструкции комплекса зданий Государственного академического Большого театра России на сумму 98,048 млн рублей. Согласно дополнительным соглашениям к контракту, эта сумма составила уже около 164,329 млн рублей. Однако, по данным следователей, в период с 2003-го по 2009 год дирекцией в пользу ЗАО «Курортпроект» трижды производилась оплата одних и тех же работ. В третий раз за проектирование и подготовку рабочей документации было заплачено еще более 497 млн рублей.

Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК России (злоупотребление должностными полномочиями). Кто именно злоупотребил полномочиями — пока не уточняется. Ни в «Курортпроекте», ни в дирекции получить комментарии пока не удалось. Заинтересовавший СКП факт был выявлен в ходе проверки дирекции Счетной палатой (СП).

Кроме того, как выяснили аудиторы Счетной палаты, одна лишь несогласованная корректировка проектно-сметной документации привела к удорожанию стоимости проектных работ по реконструкции Большого театра более чем в 16 раз.

«С начала реализации проекта реконструкции, реставрации и технического оснащения комплекса зданий Государственного академического Большого театра России (ГАБТ России) государственными заказчиками утрачен контроль за стоимостными и натуральными показателями проекта, сроками его реализации. В результате несогласованная корректировка проектно-сметной документации привела к удорожанию стоимости проектных работ более чем в 16 раз», – говорится в сообщении Счетной палаты.

Основными нарушениями были названы также повторная оплата выполненных работ, изменение их объема и содержания от первоначально оглашенного на тендере, пересмотр начальных цен контрактов. Цены госконтрактов назначались произвольно, без необходимого технико-экономического обоснования. А работы утверждались без существующего проекта. «Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд осуществлялось дирекцией с грубыми нарушения требований № 94-ФЗ» , — отмечается в сообщении СП. В итоге только за 2008–2009 годы стоимость реставрации возросла на 943,3 млн рублей.

Данные отчета были обнародованы Счетной палатой 17 августа и направлены в Следственный комитет при прокуратуре, администрацию президента и Федеральное собрание. А через несколько дней курирующее реконструкцию Министерство культуры ответило на обвинения Счетной палаты.

В распространенном 20 августа официальном письме причины резкого удорожания проекта реконструкции объясняются тем, что определить истинное состояние здания театра до его закрытия не было возможно.

Поэтому в заключенном в 2003 году контракте и не были учтены все виды проектных работ. В частности, это дополнительные изыскания и обследования, проведенные после закрытия театра, разработка рабочих чертежей на многие реставрационные работы, разделы по специальной связи и спецавтоматике, мероприятия по ГО и ЧС, пожаротушению, внешние инженерные сети и сооружения и некоторые другие. За шесть лет изменились и проектно-строительные нормативы, отмечают в Министерстве культуры. Дополнительные объемы работ требовали заключения нескольких десятков дополнительных соглашений. Более сложными, чем планировалось, оказались работы по укреплению фундамента здания. А стоимость строительно-монтажных работ возросла из-за не предусмотренных проектом работ по ликвидации аварийного состояния здания в 2005–2007 годах.

По мнению председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, затраты на реконструкцию уникальных исторических зданий действительно невозможно рассчитать заранее. И, выставляя проект реконструкции памятника на конкурс по госзаказу, его изначально обрекают на многочисленные корректировки. Причем, сталкиваясь с незапланированными расходами, подрядчики компенсируют их упрощением проекта.

Адвокат Игорь Трунов, со своей стороны, считает причиной упрощения подобных проектов недостаток контроля и коррупцию. «Подобных уголовных дел множество, и часть растраченных средств идет на откаты госчиновникам, — заявил Трунов «Газете.Ru». – И это ставит нынешнее строительство в разряд опасных. Все помнят, почему рухнул «Трансвааль-парк»: злоупотребления привели к большой пересортице металла, удешевлению проекта. Экономия, недовложения, хищения средств послужили причиной аварии. Но уголовное дело так и не довели до конца, а безнаказанность поощряет вседозволенность».

Проект реконструкции Большого театра должен быть рассмотрен в ФГУ «Главгосэкспертиза России» в октябре. Тогда же, как ожидается, станет известна окончательная цифра требуемых расходов. На данный момент стоимость проекта оценивается в 11,7 млрд рублей.

Реконструкция театра осуществляется за счет федерального бюджета. Заказчиком строительства выступает ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации ГАБТ». Генеральный подрядчик – ОП ЗАО «СУИпроект № 1» (специально созданное подразделение ЗАО «СУИпроект»). Однако этим летом стало известно, что компанию, которая все эти годы занималась проектом, отстраняют от него. На прошлой неделе подряд на строительство подземного репетиционно-концертного зала Большого театра был передан ГК СУ-155. Эксперты оценивают инвестиции в строительство подземной части Большого театра более чем в 1,5 млрд рублей, что составляет 15–20% от общего остатка невыполненных работ.

Как объяснили в компании, решение московских властей привлечь СУ-155 к одному из самых ответственных участков – подземным работам – связано с необходимостью завершить реконструкцию театра в установленные сроки. Согласно утвержденному недавно графику, строительство подземной части театра должно быть завершено в 2010 году – примерно на год раньше планируемого окончания реконструкции основного здания. (Сам Большой театр должны открыть 11 октября 2011 года.) В начале июля 2009 года Дмитрий Медведев поручил Юрию Лужкову проводить еженедельные проверки хода реконструкции и выездные совещания со строителями, занятыми в серьезно отстающем от графика проекте. Лужков вернулся в попечительский совет реконструкции ГАБТа после трехлетнего перерыва, в 2006 году мэр вышел из него, недовольный проектом реконструкции и завышенной, на его взгляд, сметой реконструкции. Мэр и сейчас не отказался от мысли об изменении действующего проекта, который он охарактеризовал как «абсурд и преступление».

Главная сцена Большого театра была закрыта на реконструкцию еще в мае 2005 года. Право на реконструкцию выиграла компания «СУИпроект». Изначально работы предполагалось завершить в 2008 году. Однако позже сроки несколько раз переносили: строители столкнулись с рядом сложностей, главная из которых — работы по укреплению фундамента здания. Кроме того, выяснилось, что серьезно пострадали конструктивные элементы здания и реконструкция затронет практически все элементы. На настоящий момент от исторического здания остались лишь фасадные стены, одна из которых (северная) также была разобрана. В конце 2008 года после критики со стороны Министерства культуры был отстранен от строительства архитектор проекта Никита Шангин. Он заявил тогда, что за его спиной строители «обращались с проектом как хотели».