Железнодорожники, из-за акций протеста которых 28 апреля в Московской области случился транспортный коллапс, угрожают новыми забастовками. В понедельник председатель Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) Евгений Куликов заявил, что если ОАО РЖД не удовлетворит требования профсоюза — в частности, о повышении заработных плат, то 12 мая на конференции профсоюза будет решаться вопрос о проведении новой, еще более масштабной акции протеста.
«Дату я вам сейчас, конечно, не назову», — заявил журналистам Куликов. Однако добавил, что забастовка состоится не позже, чем через месяц.
По словам лидеров профсоюза, которые подробно рассказали журналистам о проведенной неделю назад забастовке, у РЖД «есть время на принятие конструктивных решений».
«Мы решили не омрачать пассажирам майские праздники, дать им спокойно съездить на дачу, но после 12 мая забастовка состоится. Причем участвовать в ней будут не только работники Московской железной дороги», — пригрозил Куликов.
Председатель профсоюза сообщил, что о готовности участвовать в забастовке объявили железнодорожники Тульской области, Перми и «крупных депо в других городах России». А работники Северомуйского железнодорожного тоннеля в Бурятии (крупнейший по протяженности железнодорожный тоннель в России) уже начали акцию протеста, проведя пикет в поддержку забастовщиков МЖД. Профсоюзные лидеры заявили также, что в проведенной 28 апреля забастовке, в которой участвовали локомотивные бригады депо Железнодорожного и Пушкино Московской области, приняли участие не 14 бригад (то есть 28 человек), как утверждало РЖД, а сразу 84 бригады — то есть 168 человек. В доказательство своих слов председатель первичной организации РПЛБЖ на Московской дороге Сергей Линев продемонстрировал пачку бумажных листов толщиной около сантиметра.
«Это заявления на участие в забастовке, — пояснил Линев. – И, как вы видите, их намного больше двадцати».
Главное требование профсоюза железнодорожников — повысить заработную плату работникам локомотивных бригад до 55–60 тыс. рублей. «РЖД заявляет, что машинисты зарабатывают по 60 тысяч, но реально столько получают не больше 1% работников — те, кто чаще улыбается начальнику и ни в чем ему не перечит. Зарплата остальных — 25–30 тысяч рублей», — рассказал Куликов. Также профсоюзы требуют вернуть так называемую выплату за выслугу лет — надбавку к зарплате, которая была отменена руководством РЖД 1 апреля 2007 года. «И последний пункт в перечне наших требований — прекратить дискриминацию машинистов и их помощников по принципу принадлежности к нашему профсоюзу», — добавил председатель РПЛБЖ. По словам Евгения Куликова, члены профсоюза неоднократно жаловались, что в их адрес и в адрес членов их семей звучат угрозы об увольнении, их незаслуженно лишают премий, а иногородних работников выселяют из общежитий.
«РЖД, несмотря на наши требования, отказывается садиться за стол переговоров и беседует с нами только через прессу», — заявили лидеры профсоюза.
В ОАО РЖД требования локомотивщиков выполнять отказываются, так как считают их необоснованными, а забастовки — незаконными. «Это незаконная акция. Под такие акции зарплаты повышаться не будут», — заявлял 28 апреля первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Вадим Морозов. По мнению руководства РЖД, во всех неудобствах, которые пришлось пережить жителям Подмосковья, виноваты исключительно зачинщики «незаконной акции».
Машинисты же, участвовавшие в забастовке, в свою очередь, винят компанию-работодателя в многочисленных нарушениях безопасности движения, свидетелями которых они стали в тот день. «Вместо машинистов в электровоз сажали неизвестно кого; вместо локомотивной бригады из двух человек, как это полагается, поездами управляли в одиночку; на дежурство, не дав им отдохнуть, вызывали машинистов, которые до этого уже отработали сутки», — перечислял лидер профсоюзной ячейки депо Пушкино Николай Павлов.
«Если так будет продолжаться и РЖД не примет мер, все закончится или крушением, или массовой отменой поездов», — резюмировал другой участник забастовки, машинист Кирилл Пескин.
В РЖД опровергают факты нарушения безопасности пассажирских перевозок. В день «незаконной забастовки» в пресс-службе компании заявили, что сформировали резервные локомотивные бригады и быстро взяли ситуацию под контроль. В тот же день, 28 апреля, ОАО РЖД направило заявление в Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации с забастовкой, но ответа прокуратуры пока не последовало. «Насколько мне известно, прокуратура еще не завершила расследование», — сообщил «Газете.Ru» начальник пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев.
«Позиция нашей компании в отношении этих и всех готовящихся забастовок остается прежней: мы руководствуемся ст. 26 ФЗ о железнодорожном транспорте и ст. 413 Трудового кодекса РФ, которые доказывают, что забастовка работников железной дороги незаконна. Учитывая ответственность за перевозку пассажиров и грузов, возложенную на ОАО РЖД, мы примем все меры по предотвращению ситуаций, аналогичных апрельской», — заявил Перцев, отказавшись пояснить, какие именно меры помогут избежать транспортных проблем в случае новых акций протеста.