В России разработан метод лечения туберкулеза стволовыми клетками

Ученые Гемабанка /банка стволовых клеток пуповинной крови/, Института стволовых клеток человека и Центрального НИИ туберкулеза РАМН опубликовали результаты экспериментов на животных, показывающие эффективность лечения туберкулеза путем трансплантации стволовых клеток. Материал появился в последнем номере журнала «Клеточная трансплантология и тканевая инженерия».

Как сообщили в отделе информации Гемабанка, в ходе эксперимента мышам, зараженным смертельной дозой микробактерий туберкулеза, вводили клетки костного мозга, взятые у мышей другой линии, более устойчивой к туберкулезу. В результате эксперимента было установлено, что трансплантация клеток позволила продлить жизнь зараженным экспериментальным животным и уменьшить число микробактерий, высеваемых из органов по сравнению с животными, в отношении которых эта процедура не проводилась. При этом продолжительность жизни мышей, которых лечили стволовыми клетками, была такой же, как и при лечении антибиотиками.

По мнению доктора Льва Поспелова /Центральный НИИ туберкулеза РАМН/, введение аллогенных клеток костного мозга приводит к стимуляции противотуберкулезных антител. Хотя, безусловно, возможны и иные механизмы действия стволовых клеток - это предстоит выяснить в ходе дальнейших экспериментов.

Сегодня в мировой практике имеются отдельные случаи исследований по применению стволовых клеток при лечении заболеваний, в которых присутствует инфекционное начало, например при ВИЧ-инфекции. Однако до сих пор нигде в мире подобный метод не применялся при терапии туберкулеза.

Как рассказал директор Гемабанка Александр Приходько, известно, что восприимчивость к туберкулезной инфекции зависит от состояния иммунной системы организма. Кроме того, существует гипотеза о наличии врожденного иммунитета к туберкулезу. Разные люди и животные в разной степени восприимчивы к туберкулезу - кто-то имеет больший риск заболеть, а кто-то меньший. Все клетки, отвечающие за это состояние, возникают из стволовых клеток костного мозга, пуповинной крови. В связи с этим учеными была выдвинута гипотеза, что введение аллогенных стволовых клеток от устойчивых к туберкулезу мышей может повысить сопротивляемость организма животных, чувствительных к инфекции и зараженных ее микробактериями.

Стало известно о прилетах в Харьковской области