Врач Холяндра рассказала, что быстрое заживление солнечных ожогов повышает риск меланомы

Наибольший риск рака кожи имеют не светлокожие люди, которые легко загорают и склонны к солнечным ожогам, а люди, которые нормально переносят загар и имеют особую мутацию, ускоряющую восстановление после солнечных ожогов. Об этом «Газете.Ru» рассказала сотрудник компании MyGenetics Инна Холяндра.

Особый тип солнечного излучения, ультрафиолетовый, может проникать в глубокие слои кожи и приводить к повреждению ДНК и накоплению мутаций, ведущих к развитию рака кожи. От возникновения опухоли есть три основных защитных механизма: выработка особого пигмента меланина, восстановление поврежденной ультрафиолетом ДНК и ликвидация клеток-мутантов с поврежденной ДНК.

Ученые MyGenetics выяснили, что у 61% людей в российской популяции вырабатывается достаточно меланина. Поэтому они хорошо загорают и редко получают солнечные ожоги. У людей со светлой кожей (их оказалось 34%) выработка меланина снижена и повышен риск солнечных ожогов и рака кожи. Но дискомфорт при загаре заставляет их менять поведение: использовать солнцезащитные средства и закрытую одежду. В таком случае риск развития рака кожи у них будет не выше среднего. В то же время люди, которые нормально переносят пребывание на солнце, могут пренебрегать использованием солнцезащитных средств, что увеличивает риск меланомы.

Риск рака может быть особенно высок при наличии определенной мутации в гене XRCC1, который контролирует скорость «ремонта» ДНК, поврежденной ультрафиолетом. Это связано с тем, что восстановление ДНК часто сопровождается ошибками, поэтому избавление от клеток-мутантов — более надежный способ защиты от рака. Из-за этого важно, чтобы восстановление ДНК после солнечных ожогов шло с умеренной скоростью, не слишком быстро — иначе ДНК мутантов быстро восстановится (хоть и с ошибками), и организм может не заметить клетки, которые нужно ликвидировать. Как выяснили ученые из MyGenetics, 46% исследованных россиян имеют умеренную скорость восстановления повреждений ДНК от ультрафиолета, а потому у них средний риск развития рака кожи.

«Мы также обнаружили, что у 42% россиян скорость восстановления ДНК в клетках кожи, поврежденных ультрафиолетом, повышена. Это значит, что солнечные ожоги заживают у них быстро, но из-за этого большое количество клеток с измененной ДНК у них выживает, что способствует увеличению риска меланомы и в несколько раз повышает агрессивность опухоли, если она все-таки возникает. Вот такая серьезная плата за быстрое заживление солнечных ожогов после загара. Людей с низкой скоростью восстановления повреждений ДНК от ультрафиолета в российской популяции всего 12%», — объяснила Холяндра.

«Поэтому очень важно сдавать ДНК-тест — чтобы знать степень вашей защиты от ультрафиолета и понимать, насколько для вас опасно ультрафиолетовое облучение в принципе и солнечные ожоги в частности», — заключила Холяндра.