Ученые разгадали тайну шизофрении 70-летней давности

Нейробиологи выяснили, что нарушенная регуляция дофамина приводит к возникновению шизофрении

Исследователи из Института развития мозга имени Либера выяснили, как именно дофамин связан с шизофренией. Результаты опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Дофамин на протяжении более 70 лет считали наиболее вероятным виновником возникновения шизофрении, но убедительных доказательств не было. Исследователи проанализировали экспрессию (активность) генов в хвостатом ядре — области мозга, связанной с принятием эмоциональных решений, а также богатой дофамином. Образцы мозга были получены от 350 людей, как здоровых, так и страдавших шизофренией.

Ученые обнаружили, что нейроны (клетки мозга) людей, больных шизофренией, не могут контролировать уровень дофамина из-за недостатка ауторецептора, который регулирует количество высвобождаемого дофамина. Нарушение его работы приводит к тому, что количество дофамина хуже контролируется и часто возникает его переизбыток, вызывающий психоз. Исследователи также обнаружили, что мутации ДНК, связанные с повышенным риском развития шизофрении, также нарушают работу дофаминовых рецепторов.

Дофамин — вещество, с помощью которого клетки мозга обмениваются сигналами, что приводит к изменению их активности и поведения человека. Дофамин также известен как гормон вознаграждения, позволяющий людям чувствовать удовольствие, а точнее — предвкушать его и добиваться целей. Одним из основных побочных эффектов препаратов, используемых для лечения шизофрении, является отсутствие удовольствия и радости, так как они снижают уровень дофамина. Ученые считают, что прямое воздействие на дофаминовые рецепторы с помощью лекарств не ограничивало бы пациентам способность радоваться так сильно.

На протяжении десятилетий люди спорили о связи дофамина с шизофренией. Работа предоставила первые и надежные доказательства того, что дофамин лежит в основе возникновения шизофрении.

Шизофрения остается одной из 15 основных причин инвалидности в мире и сопровождается галлюцинациями, бредом и расстройствами мышления, а также снижением эмоциональности, мотивации, трудностями в социальных отношениях, и, наконец, двигательными и когнитивными нарушениями.