Летописи помогли ученым оценить, насколько замедлилось вращение Земли со времен Византии

Астрономы из Университета Нагоя, Университета Цукуба и Национальной астрономической обсерватории Японии смогли оценить, насколько изменилось вращение Земли за последние тысячелетия благодаря историческим документам Византийской империи. Исследование опубликовано в журнале Publications of the Astronomical Society of the Pacific.

Скорость, с которой вращается Земля, непостоянна. Известно, что продолжительность дня уменьшается или увеличивается на 0,2 секунды примерно каждые шесть лет. Основываясь на летописи окаменелостей, ранее ученые пришли к выводу, что 1,4 миллиарда лет назад день длился всего 18 часов, а 70 миллионов лет назад день был на полчаса короче, чем сегодня. Что влияет на изменения — неизвестно. Предполагается, что они могут быть связаны с активностью ядра или изменениями орбиты Луны.

Астрономы проанализировали византийские летописи с четвертого по седьмой века нашей эры. Им удалось определить вероятное время и место пяти полных солнечных затмений: в 346, 418, 484, 601 и 693 годах нашей эры. Ранее астрономы предполагали, что 418 году в Константинополе наблюдалось частичное затмение. Но летописец Филосторгий утверждает, что вечером 19 июля 418 г. н.э. стало темно, что в небе были видны звезды. Учтя информацию из других летописей, астрономы пришли к выводу, что затмение 418 года было полным. Это значит, что в пятом веке вращение Земли замедлилось, что и позволило жителям Константинополя наблюдать полное затмение.