Зоолог из МГУ прояснила эволюционное прошлое плеченогих

Разобраться с эволюционным прошлым плеченогих смогла зоолог из МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры зоологии беспозвоночных Елена Темерева — она подтвердила, что две из трех подгрупп, по всей видимости, имеют общего предка. Исследование было опубликовано в журнале Biology, подробнее об этом сообщает издание Naked Science.

Плеченогие (Brachiopoda) — тип небольших морских беспозвоночных, объединяющий около 400 ныне живущих видов и более 10 тыс. ископаемых. Характерная особенность плеченогих — наличие лофофоров, особых щупалец, покрытых клетками с ресничками. Однако лофофоры есть также у других беспозвоночных — мшанок и форонид, на основании чего вместе с плеченогими они объединяются в надтип щупальцевые. При этом взгляды зоологов на то, как распределять представителей разных видов по группам и подгруппам, различаются. Кроме того, внутри самого типа плеченогих неясны эволюционные отношения между известными группами.

Темерева с помощью иммуногистохимии и конфокального лазерного сканирующего микроскопа изучила иннервацию лофофоров плеченогих вида Novocrania anomala из группы Craniiformea, одной из трех известных групп плеченогих. Как оказалось, лофофор у этого вида содержит семь различных нервов. Эта особенность, а также строение расположенного под кишечником нервного узла N. anomala, сближает этот организм с представителями другой группы плеченогих Rhynchonelliformea, но не третьей — Linguliformea. Более ранние данные уже показывали, что Craniiformea и Rhynchonelliformea имеют общего предка и в связи с этим их рекомендовано объединить в одну группу.

Таким образом, новая работа не только представила первое описание строения нервов лофофора для подгруппы плеченогих, но также позволила лучше разобраться с их систематикой и эволюционным прошлым.