Рыбки с мутировавшими глазами дали нейробиологам понять, как подавить рак

Мутировавшие глаза рыбок данио помогут найти белок, предотвращающий развитие рака, считают нейробиологи из Окинавского университета. Работа ученых была опубликована в журнале eLife.

Около 15 лет назад группа исследователей обнаружила мутантных рыбок данио — их глаза развивались неправильно, в результате чего они были значительно меньше, чем глаза нормальных рыбок.

Когда происходит процесс репликации ДНК для создания новой клетки, репликация останавливается в точке повреждения ДНК. Затем клетка активирует ряд белков, чтобы попытаться восстановить ДНК. Если все способы, которые использует клетка, не работают, клетка умирает. Ученые предположили, что увеличение числа клеточных смертей у мутантов рыбок данио привело к неправильному формированию глаз.

Белок banp, по мнению исследователей, участвует в подавлении опухолей и регулировании клеточного цикла. Ген, кодирующий белок banp, расположен на 25 хромосоме.

Сначала исследователи секвенировали ген banp у мутировавшей рыбки и обнаружили обширную мутацию в этом гене. Затем они взяли развивающихся рыбок данио, не несущих этой мутации, и ввели еще одну мутацию в ген banp. У получившейся рыбки данио также были неправильно развитые глаза. Это подтвердило теорию о том, что этот ген играет ключевую роль в восстановлении ДНК.

Затем исследователи сравнили экспрессируемые гены у мутантных рыбок данио с генами нормальных рыбок. Они обнаружили, что без нормально работающего banp восстановление ДНК просто не происходит.

По словам ученых, этот ген является регулятором, влияющим на множество различных белков, которые отвечают как за восстановление ДНК до дублирование клеток, так и за подавление опухолей.