Академик РАН Лисица ответил на призыв Бориса Джонсона «уехать из России»

Уехав работать в другую страну, ученый с большой вероятностью потеряет возможность в достаточной степени проявить себя и будет вынужден довольствоваться вторыми ролями, считает главный научный сотрудник Научно-исследовательского института биомедицинской химии им. Ореховича, доктор биологических наук, академик РАН Андрей Лисица. Об этом он сообщил в беседе с «Газетой.Ru».

«Ученым сложившимся, 45-50 лет отказывали по причине слишком большого опыта – прямо так и писали: «You're over-qualified». А уровень PhD, аспиранты – это позиция, на которой человек обрекает себя всегда быть на вторых ролях: готовить растворы, проверять статьи. Да, кто-то – по опыту моих товарищей – пробился, стал «звездочкой», но в основном те, кто уезжают, становятся «белыми рабами» – таким неприятным термином их называли в 90-е. Конечно, это приводит ученого в определенном возрасте к выгоранию, потому что своего ничего ты не сделал, чужое научился делать очень хорошо, но это надоело. В этот момент ученый исчезает с горизонта исследований, чем он потом занимается – неизвестно», — рассказал Лисица.

Опытные ученые комфортнее чувствуют себя в России, так как они уже вработались в систему грантов и понимают, как все устроено, пояснил он. Молодые же исследователи, благодаря нынешним инвестициям в науку, имеют возможность создавать в вузах новые лаборатории, занимая там руководящие позиции.

«В академических учреждениях сложившаяся система лаборатории, ты интегрирован в систему, а вот в вузах – нет и в какой-то момент, набравшись опыта, ты можешь рискнуть и переключиться от фундаментальной науки к открытию лаборатории в вузе и сделать собственное научное исследование. Пусть не получится, в этом нет ничего страшного, никто не осудит. Обиднее этого никогда не попробовать», — считает академик.

Ранее российских ученых, недовольных политикой своей страны, пригласил работать в Великобританию ее премьер-министр Борис Джонсон.

«Российским ученым и исследователям, которые с тревогой смотрят на путинское насилие и которые больше не чувствуют себя в России в безопасности: вы можете смело подавать заявку на переезд в Великобританию и работать в стране, которая ценит открытость, свободу и стремление к знаниям», — заявил он в ходе саммита G7.