Странный повторяющийся быстрый радиовсплеск вызвал у астрономов новые вопросы

Астрономы изучили источник второго зарегистрированного повторяющегося быстрого радиовсплеска FRB 190520, сверхмощные вспышки от которого в промежутках сопровождаются гораздо более слабым, но устойчивым радиоизлучением. Новое открытие ставит вопросы о так до конца и не раскрытой природе этих загадочных явлений, а также о возможности использования «радиопросвечивания» от него для изучения межгалактических пространств. Статья об этом опубликована в журнале Nature.

Быстрый радиовсплеск FRB 190520 зарегистрирован с помощью китайского Сферического радиотелескопа с пятисотметровой апертурой (FAST) 20 мая 2019 года и выявлен в данных инструмента в ноябре того же года, затем ученые воспользовались Большой радиорешеткой им. Карла Янского Национального научного фонда (VLA) и другими телескопами для изучения этого объекта. Последующие наблюдения с помощью все того же FAST показали, что, в отличие от подавляющего большинства прочих неповторяющихся быстрых радиовсплесков, он излучает довольно частые повторяющиеся радиоимпульсы. Наблюдения с помощью VLA в 2020 году позволили точно определить местоположение источника, это дало возможность работающему в оптическом диапазоне японскому телескопу Subaru на Гавайях связать радиоимпульсы с окраинами карликовой галактики, находящейся в 3 млрд световых лет от Земли. Наблюдения VLA показали также, что найденный объект постоянно излучает и гораздо более слабые радиоволны в промежутках между сверхмощными вспышками.

«Эти характеристики делают его очень похожим на первый FRB такого же типа, чье положение также было точно определено — и опять же с помощью VLA — еще в 2016 году», — поясняет один из соавторов статьи, Кейси Лоу из Калифорнийского технологического института. Тот случай стал важнейшим прорывом в изучении быстрых радиовсплесков, предоставив первую информацию об окружающей их среде и удаленности от Земли самого FRB. Однако сочетание повторяющихся всплесков и постоянного радиоизлучения между вспышками, исходящего из компактного региона, до сих пор делало объект 2016 года, обозначаемый как FRB 121102, уникальным. Теперь таких объектов известно уже два, и астрономы подозревают, что их необходимо будет выделить в отдельный класс объектов.

Астрономы обычно могут оценить плотность межзвездной среды по дисперсии прибывающих на Землю радиоволн от источника — проходя через среду, заполненную свободными электронами, высокочастотные волны начитают опережать низкочастотные — этот эффект часто используется для оценки расстояний до пульсаров, — однако в случае FRB 190520 все это не срабатывает, дисперсия указывает на в разы большее расстояние — 8-9,5 млрд световых лет. Эту загадку также предстоит решить. Возможно, преодолеваемая радиоволнами среда гораздо плотнее, чем обычно. Авторы статьи предположили, что FRB 190520 может быть еще достаточно «юным» образованием, все еще окруженным плотным облаком, выброшенным в результате взрыва сверхновой, которая и оставила после себя источник — крайне сильно намагниченную нейтронную звезду — магнитар.