Российские биологи нашли способ разработки препаратов от кандидоза без побочных эффектов

Российские ученые предложили способ создания противогрибковых препаратов без побочных эффектов. Статья об этом опубликована в Science Advances.

Многие препараты борются с патогенами, подавляя активность рибосом – молекулярных машин, производящих жизненно важные компоненты для клеток. Рибосомы людей и грибков схожи, и потому лекарство может привести к гибели не только патогенов, но и клеток хозяина, что приводит к неприятным побочным эффектам.

Альберт Гуськов, заведующий лабораторией структурной электронной микроскопии биологических систем МФТИ и его коллеги смогли определить уникальные для грибков Candida albicans участки рибосом. C. albicans – это распространенный патоген, вызывающий как поражение кожных покровов, так и ряд внутренних инфекций, например – кандидоз. С помощью электронного микроскопа ученые определили структуру рибосомы C. albicans с разрешением 2,3 ангстрема, что меньше, чем размер молекулы воды. Помимо этого, микробиологи определили структуру соединений рибосом с четырьмя известными антибиотиками, в том числе циклогексимидом.

«Нам удалось визуализировать структурную перестройку рибосомы при связывании с препаратом циклогексимидом. Мы обнаружили, что при взаимодействии с рибосомой грибка молекула циклогексимида принимает другую конформацию, не проникая так глубоко, как у человеческой рибосомы», – пояснил Гуськов.

Обнаружение уникальных только для грибка участков рибосом позволит использовать их в качестве мишени для противогрибковых препаратов нового поколения без побочных эффектов.