Космический телескоп Chandra выключился из-за сбоя

Космическая рентгеновская обсерватория Chandra, работавшая с 1999 года и способствовавшая появлению многих важнейших открытий, 9 февраля столкнулась с проблемами энергоснабжения. Это вынудило специалистов, управлявших миссией, отключить основной инструмент аппарата — камеру высокого разрешения — и временно приостановить научные наблюдения. Об этом сообщает Twitter миссии.

«Специалисты миссии Chandra приостановили научные наблюдения и перевели четыре научных прибора в безопасный режим, пока они анализируют ситуацию и готовятся к восстановительным операциям, — написали представители миссии Chandra 16 февраля. — Сам космический корабль работает нормально». Также там говорится, что камеру высокого разрешения космического телескопа «отключили после того, как она была обнаружена в аномальном состоянии» и что «причина в настоящее время расследуется».

Ожидается, что космический телескоп возобновит нормальную работу с другим инструментом, называемым Advanced CCD Imaging Spectrograph или ACIS, к началу следующей недели.

Первоначально работа Chandra была рассчитана всего на пять лет, однако космический рентгеновский телескоп проработал более двух десятилетий, наблюдая за Вселенной в рентгеновском диапазоне. Он был запущен на орбиту 23 июля 1999 года на борту космического корабля Columbia. Нынешняя поломка Chandra — не первый сбой камеры высокого разрешения. В августе 2020 года камера была отключена из-за другой аномалии, которая на несколько месяцев приостановила его научную деятельность, но специалисты в конце концов переключили камеру на резервный модуль в декабре 2020 года. Кроме того, в 2018 году у космической обсерватории возникала проблема с гироскопом, которую также устранили. Расширенная миссия Chandra финансируется до 2025 года и может быть продлена до 2030 года.