Археологи выяснили, что помогло древним индейцам пережить «худший год в истории»

Археологи выяснили, что древние индейцы пуэбло процветали во время глобальной климатической катастрофы VI века. Статья об этом опубликована в журнале Antiquity.

535-536 годы были отмечены резким глобальным похолоданием. Византийский хронист писал об этом времени так: И в этом году произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть». Иногда в публицистике этот год называют худшим в истории. Скорее всего, это произошло из-за извержения вулкана или падения метеорита. Последствия этого кризиса ощущались еще несколько десятилетий по всему миру.

Тем не менее археологические данные показывают, что, несмотря на эти сложные времена, древние пуэбло смогли адаптироваться и развивать культуру. Главным образом, ученым удалось это выяснить при помощи исследования остатков сельского хозяйства.

В первую очередь, их земледельческим сообществам удалось в ту эпоху перейти от закрытой кровнородственной организации к более сложной. Нельзя сказать, что это было добровольным решением: ученые пишут, что «общерегиональное разрушение разорвало социальную ткань различных родственных групп». Однако это способствовало большему объединению этого народа, что привело к обмену знаниями. Например, фермерское сообщество, жившее в окрестностях Сидар-Меса и Гранд-Галч (штат Юта), раньше всех начало выращивать одомашненных индюков. К 550 году нашей эры эта практика была распространена уже во всем юго-западном регионе.