Магматическое тело в Якутии рассказало, когда распался древний суперконтинент

Российские исследователи вместе с зарубежными коллегами выяснили, что образование, обнаруженное на якутском хребте Сетте-Дабан, когда-то было частью изверженной базальтовой провинции. Последняя охватывала север и восток Сибири, а также, как предполагают авторы, западную Балтику. Примерно 1,6–1 млрд лет назад этот объект мог запустить растяжение на стыке континентов, после чего Балтика отделилась от Сибири. В результате раскололся суперконтинент Колумбия. С исследованием, поддержанным грантом Президентской программы Российского научного фонда (РНФ), можно ознакомиться на страницах журнала Scientific Reports.

Изверженные провинции — это масштабные отложения магматических пород. Некоторые из них могут покрывать тысячи квадратных километров и иметь сотни метров в толщину. Одно из подобных образований, как выяснилось, находится и в Якутии.

Период 1,9–0,9 млрд лет назад называют «скучным миллиардом». Все из-за того, что тектоническая активность на нашей планете, приводившая к образованию гигантских массивов суши — супер- и мегаконтинентов, — тогда была незначительной. Ранее считалось, что в Сибири «скучно» было и с магматизмом, который связан с расколом суперконтинентов и излиянием больших объемов магмы.

«Земля переживала и еще переживет не один цикл объединений и распадов суперконтинентов, что влияет на все аспекты эволюции планеты. В эпоху «скучного миллиарда» разделился суперконтинент Колумбия и сформировался суперконтинент Родиния. Когда именно это произошло до сих пор оставалось открытым вопросом, однако наши данные из восточной части Сибири показывают, что распад Колумбии мог произойти гораздо раньше, чем предполагалось», — рассказывает руководитель проекта по гранту РНФ Сергей Малышев, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры геохимии Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета.

Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета и из коллеги из Института земной коры СО РАН (Иркутск), Института экспериментальной минералогии РАН (Черноголовка), Российского научно-исследовательского геологического института имени А. П. Карпинского (Санкт-Петербург) и Университета Тасмании (Австралия) проанализировали пробы базальта из магматического объекта, расположенного на хребте Сетте-Дабан в Якутии. Изотопный анализ позволил установить, что хребет сформировался примерно 1,4 млрд лет назад. Элементный состав оказался свойственен для образований, возникших как следствие траппового вулканизма. Он и обусловливает излияние базальной магмы и образование изверженных провинций.

Подобные магматические события обычно происходят в то же время, что и растяжения в континентальной коре, поясняет Малышев. Это зачастую вызывает рифтогенез и распад континентов. Около 1,4 млрд лет назад, в мезопротерозое, появление крупной изверженной провинции на востоке Сибири совпадает с процессами растяжения в коре.

Подобные реликты изверженных провинций такого же возраста обнаружены в краевых частях не только Сибири, но и Балтики, и Лаврентии (Северная Америка и Гренландия), и на западе Лаврентии их воспринимают как признак раскола континента, добавляет Малышев. В случае с сибирской формацией не ясно до конца, привели ли изменения ландшафта к полному отделению Балтики от Сибири. Хотя исследователи и склоняются в пользу этой версии, палеомагнитные данные ее не подтверждают. Чтобы разобраться в деталях, потребуются дальнейшие исследования.