Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Российские ученые «усилили» фосфорорганическую кислоту

Группой российских ученых из Института металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева РАН (Нижний Новгород) выполнено исследование электронного строения фосфорорганических соединений, результаты которого были опубликованы в престижном журнале Chemical Communications. Работа ученых поддержана грантом Российского научного фонда (РНФ) и открывает новые возможности в области синтеза элементоорганических соединений, используемых в промышленности, медицине и сельском хозяйстве.

Фосфорорганические соединения — класс элементоорганических производных, в которых содержатся один или несколько атомов фосфора и органические фрагменты. К ним, в частности, относятся важнейшие компоненты биологических систем — нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), многие важные коферменты, аденозинтрифосфат (АТФ) — переносчик энергии в живых организмах, некоторые витамины. Фосфорорганические соединения широко используются в промышленности (получение смазок, жидкостей для гидравлики, пластических материалов), медицине (противоопухолевые и противовирусные препараты), сельском хозяйстве (пестициды).

В соавторстве с коллегами из Германии и Великобритании химики из Института металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева (ИМХ РАН) описали кардинальное изменение кислотных свойств слабой дифенилфосфиновой кислоты при координации с соединением бора. Участие российской группы в этом исследовании состояло в теоретическом моделировании и объяснении изменений свойств кислоты при взаимодействии с борорганикой. Природа взаимодействий между фрагментами в комплексе, приводящих к увеличению кислотности, установлена с помощью квантово-химических расчетов.

Один из соавторов работы, заведующий лабораторией в ИМХ РАН Сергей Кетков объяснил усиление кислотности фосфорорганического соединения при координации с борорганикой особенностями электронного строения комплекса. «Изменение кислотных свойств дифенилфосфиновой кислоты обусловлено перераспределением электронной плотности в комплексе. В результате для отрыва иона Н+ от кислотного остатка в комплексе требуется намного меньше энергии, чем в случае некоординированной бором кислоты», — пояснил Сергей Юлиевич.

Образовавшийся при взаимодействии между фосфор- и борсодержащим фрагментами комплекс превращается в кислоту, сравнимую по силе с соляной. Такое изменение сопровождается существенным увеличением реакционной способности системы, что позволило получить целый ряд новых элементоорганических соединений фосфора, кремния и олова.

Области использования кремнийорганических силоксанов включают производство лакокрасочных составов и термостойких пластмасс. Кислородсодержащие органические производные олова активно применяют в катализе и для стабилизации полимеров. По мнению Сергея Кеткова, обнаруженное в работе ученых из ИМХ РАН резкое увеличение реакционной способности дифенилфосфиновой кислоты при образовании борорганического комплекса позволит разработать новые методы синтеза элементоорганических соединений, содержащих фосфор, бор, кремний, олово и другие элементы.

Опрос WP: жители Германии теряют желание помогать Украине из-за «усталости» от беженцев