Новые ингибиторы помогут в борьбе с онкологическими заболеваниями

Российские ученые разрабатывают новые соединения, позволяющие повысить эффективность терапии онкологических заболеваний, в частности в борьбе с лекарственно устойчивыми опухолями. Исследования поддержаны грантом РНФ и опубликованы в журнале Bioorganic & Medicinal Chemistry.

Системы репарации ДНК (способность клеток исправлять химические повреждения и разрывы в молекулах ДНК) играют важнейшую роль в поддержании целостности генома. Однако при этом повышенная активность подобных систем создает значительные проблемы в противораковой терапии. В своем исследовании ученые разрабатывают соединения, ингибирующие, то есть подавляющие активность, одного из важнейших ферментов системы репарации ДНК — фосфодиэстеразы (Tdp1). Следует отметить, что фермент Tdp1 отвечает за сопротивляемость ряда видов рака к противоопухолевым препаратам, которые применяют сегодня.

«Нами обнаружены высокоактивные вещества, способные ингибировать фермент в низких концентрациях. Самое главное: в экспериментах на опухолевых клетках данные вещества действительно многократно увеличили активность камптотецина — чувствительного к Tdp1 препарата химиотерапии. Благодаря этому удалось качественно улучшить действие препарата», — говорит руководитель гранта РНФ, ведущий научный сотрудник Института органической химии СО РАН имени Н.Н. Ворожцова, доктор химических наук Константин Волчо.

Работа ведется совместно со специалистами Лаборатории физиологически активных веществ Новосибирского института органической химии СО РАН, которые разрабатывают дизайн и синтез ингибиторов. Также в исследованиях участвуют сотрудники Лаборатории биоорганической химии ферментов Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, которые ведут биологические испытания, включая тестирование на изолированных ферментах и опухолевых клетках.

Важно, что в качестве исходных веществ используются природные соединения и их аналоги, это позволяет избежать создания биологически неподходящих молекул. Подобный метод в будущем облегчит переход от клеточных моделей к экспериментам на животных. Кроме того, широко используются методы компьютерного моделирования и виртуального тестирования.

«Таким образом, мы получили реальное подтверждение правильности выбранной нами концепции и сейчас разрабатываем новые, еще более активные агенты различных структурных типов», — утверждает Константин Волчо.

По словам ученого, совместное применение таких препаратов и разрабатываемых экспертами ингибиторов должно значительно повысить эффективность и снизить побочные эффекты химиотерапии.

Иран захотел укрепить военное сотрудничество с Россией