Сел в пустыне: как отследили китайский секретный шаттл

Китайский секретный шаттл приземлился в пустыне

Китайский многоразовый корабль, запущенный в пятницу с космодрома Цзюцюань, скорее всего, был «минишаттлом». Несмотря на секретность миссии, эксперты отследили корабль и выяснили, что приземлился он на военной базе в пустыне.

Запуск секретного китайского многоразового корабля в космос продолжает привлекать к себе внимание экспертов, которые пытаются установить какие-то особенности изделия и место его посадки. И несмотря на скрытость официальных властей, постаравшихся не сообщать подробности исторического запуска, кое-что установить все же удалось.

Об успешном запуске аппарата китайские власти сообщили в пятницу. Из сообщения агентства «Синьхуа» следовало, что запуск осуществлен ракетой «Чанчжэн 2F» с космодрома Цзюцюань на северо-западе страны в автономном районе Внутренняя Монголия.

Следующее сообщение, означавшее полный успех экспериментального полета, пришло спустя два дня. «Многоразовый космический аппарат, успешно запущенный Китаем с космодрома Цзюцюань, успешно вернулся на место запланированной посадки 6 сентября после двухдневного полета на орбите, — говорилось в сообщении. — Полный успех этого эксперимента знаменует собой прорыв в китайских исследованиях космических аппаратов многократного использования».

Главная интрига — является ли аппарат крылатым, то есть по сути космопланом, способным сесть на аэродроме, или же это многоразовая возвращаемая капсула, которая приземляется, как российский «Союз» или американский корабль Dragon.

По словам экспертов по китайской космической программе, речь, скорее всего, идет именно о космоплане, похожем на американский военный челнок X-37B, напоминающий уменьшенную копию знаменитых шаттлов.

Пролить свет на характер разработки могли бы фотографии со старта или посадки либо данные о месте приземления, однако ничего этого в сообщении агенства приведено не было. Однако эксперты, специализирующиеся на отслеживании околоземных объектов по данным Космического командования США или на основе собственных наблюдений, пришли к выводу,

что экспериментальный аппарат совершил посадку в районе пустыни Такла-Макан в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на западе Китая. Произошло это в 01:55 (04.55 мск).

По имеющимся данным, аппарат летал двое суток по орбите с параметрами 331 на 347 километров и наклонением 50 градусов.

Американский астроном Джонатан Макдауэлл отследил последние две орбиты экспериментального корабля и пришел к выводу, что он совершил посадку на авиабазе вблизи ядерного полигона у озера на берегу озера Лобнор.

При этом незадолго до посадки в космосе от спутника отделился другой объект.

«Новый объект 63G отделился от 63А незадолго до вхождения в атмосферу на очень близкой орбите, возможно, это служебный модуль или отстрелились солнечные батареи» — написал эксперт.

На эту же авибазу указал и голландский наблюдатель, специализирующийся на отслеживании околоземных объектов, Марко Лангбрук.

Она состоит из трех посадочных полос длиной пять километров, образующих равносторонний треугольник. «Одна из них параллельна траектории космического корабля», — уточнил он.

Запуск загадочного корабля вовсю обсуждается в китайских социальных сетях, комментируют его и местные специалисты по космосу. Полет был нужен для проверки поведения новых материалов для многоразовых кораблей в космосе и для тестирования систем наблюдения и управления, считает Сун Чжунпин, военный эксперт и комментатор местного телевидения в интервью Global Times.

«Тест должен показать способность корабля выходить на орбиту с помощью носителя и его способность возвращаться на Землю, что является главным для возвращаемых кораблей», — сказал Ван Янань, главный редактор китайского журнала Aerospace Knowledge.

По словам экспертов, ранее Китай не разрабатывал подобные аппараты и переход к их практическому применению должен изменить мировой ландшафт как военных, так и гражданских космических запусков. «Корабль может быть снабжен роботизированной рукой для проведения миссий по ремонту и доставке для орбитальных аппаратов», — добавил Ван.

Ранее о том, что речь идет именно о крылатом космической корабля, сообщил военный источник издания South China Morning Post. Отказавшись рассказать об особенностях корабля, источник загадочно добавил: «Вероятно, вы можете взглянуть на американский X-37B».