«Безжизненная груда металла»: как погибал «Комсомолец»

30 лет назад в Норвежском море погибла подлодка «Комсомолец»

30 лет назад в Норвежском море затонула атомная подводная лодка «Комсомолец». «Газета.Ru» воспроизвела хронологию одной из главных трагедий позднего СССР в историческом онлайне.
Трансляция
С начала С конца
Не обновлять Обновлять
19:00

Оценка причин катастрофы в различных источниках расходится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Всей правды, как водится, мы, скорее всего, уже никогда не узнаем. «Газета.Ru» завершает рассказ о гибели уникальной для своего времени атомной подводной лодки «Комсомолец».

close
Траурная процессия во время похорон моряков подводной лодки "Комсомолец", 1989 год

Траурная процессия во время похорон моряков подводной лодки "Комсомолец", 1989 год

РИА Новости
18:37

Список потерь еще будет пополняться. Жертвами катастрофы стали 42 человека. 20 из них во главе с капитаном 1-го ранга Ваниным навеки остались в море. В следующее десятилетие к погибшей лодке проведут семь экспедиций с помощью глубоководных аппаратом «Мир». Миссией исследователей станет обеспечение радиационной безопасности.

close
Похороны погибших на «Комсомольце» моряков

Похороны погибших на «Комсомольце» моряков

Семен Майстерман/ТАСС
18:20

К месту аварии прибывает «Алексей Хлобыстов». К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт корабля поднимают 30 живых и 16 погибших моряков.

close
Мать погибшего на «Комсомольце» подводника во время церемонии прощания

Мать погибшего на «Комсомольце» подводника во время церемонии прощания

Семен Майстерман/ТАСС
18:03

Командир реакторного отсека Андрей Махота: «Мне неожиданно по ногам ударила вода. Уровень начал резко подниматься, сначала по колено, потом по грудь. Вода ледяная — дыхание сдавило. Когда выплыл наверх, лодка уже свечкой стоит. За корпус подержался недолго, и она стала уходить вниз. Думаю, сейчас воронка будет, меня затянет, но крутануло несильно. Удалось отплыть в сторону, увидел, что все направляются к плоту. На плот мне удалось залезть только на полкорпуса, руки и ноги свело. В таком положении и ждали помощь».

close
Спасенные члены экипажа «Комсомольца» в мурманском военном госпитале

Спасенные члены экипажа «Комсомольца» в мурманском военном госпитале

Семен Майстерман/ТАСС
17:47

«Поступила команда на эвакуацию. Но мы готовились к эвакуации не в воду, а планировали просто перейти на судно. То есть мы не надевали спасательные средства, а ограничились теплой одеждой. Лодка затонула очень быстро, минут за 15-20. Многие не успели надеть жилеты. Спасательные плоты развернули, но поймать удалось только один из них. Он потом тоже перевернулся», — вспоминает в интервью РИА «Новости» член команды Андрей Степанов.

close
Экспедиция к месту гибели "Комсомольца" на аппарате "Мир-2" в 1994 году

Экспедиция к месту гибели "Комсомольца" на аппарате "Мир-2" в 1994 году

Reuters
17:30

Вспоминает подполковник в отставке Геннадий Петроградских, принимавший участие в спасательной операции: «В последний поход на лодке ушли 69 человек. Моряки покинули тонущую лодку и спасались на двух плотах. Сбрасывать вблизи них капсулы мы не могли. Вес капсулы больше 100 кг. Представьте, что было бы, если бы такая «болванка» попала в плот. Мы потом встречались с ребятами «Комсомольца», они нам благодарны. Вот специально для нас макет своей затонувшей лодки сделали. И подарили каждому летчику. Мы тогда сделали все, что могли».

17:10

По тревоге поднят экипаж майора Александра Волкова. Задача — сменить в районе бедствия экипаж майора Петроградских. В течение 50 минут снимается вооружение и подвешиваются спасательные контейнеры. Необходимо навести спасательные средства на все обнаруженные в воде предметы и людей.

17:08

«Комсомолец» окончательно тонет и опускается на глубину 1658 метров. В холодной воде оказываются около 60 человек. Пятеро моряков, в том числе командир Ванин, успевают забраться в контейнер. Однако после его всплытия от разницы давлений срывает люк. В море выбрасывает мичмана Сергея Черникова. Самостоятельно получается выбраться лишь у мичмана Виктора Слюсаренко. Контейнер из-за притока воды через люк тонет.

17:00

Рядом с субмариной все-таки удается развернуть два аварийно-спасательных плота. Каждый рассчитан на 20 человек. Ил-38 под командованием майора Петроградских сбрасывает авиационный спасательный контейнер.

16:50

Капитан 1-го ранга Ванин передает радиограмму: «Готовлю к эвакуации 69 человек».

16:47

Боевая рубка наполовину скрывается в воде.

16:44

Дифферент еще больше, вода подступает к основанию боевой рубки.

16:42

Одна из последних записей в вахтенном журнале: «Приготовиться к эвакуации. Исполнителям сдать секретную литературу. Приготовить секретную литературу к эвакуации».

16:41

Из воды показывается задранный нос АПЛ. Дифферент на корму увеличивается.

16:40

На «Комсомольце» отдается приказ о подготовке к эвакуации экипажа. Личный состав приступает к спуску спасательных плотов. Удается привести в надлежащее состояние только один из них.

16:38

Наблюдается дифферент на корму и крен на правый борт.

16:35

Летчики замечают, что «Комсомолец» оседает на корму. Дальше события будут развиваться очень быстро.

Карта архипелага Шпицберген (Свальбард)

Карта архипелага Шпицберген (Свальбард)

gradremstroy.ru
16:30

Ситуация обостряется...

16:00

Командир подлодки Ванин неожиданно запрашивает фреон – растворитель. Петроградских связывается с находящимися поблизости кораблями, там обещают найти в запасах необходимое средство.

15:43

«Мы пошли на разведку. Когда дошли до переборки между пятым и шестым отсеком, там была слишком высокая температура, пожар потушить уже было невозможно. В пятом отсеке обнаружили обгоревших людей, ну а в шестом и седьмом, конечно, все были мертвы. Матрос в седьмом даже не успел сообщить о начале пожара. В шестом отсеке погиб мичман Колотилин. Его последние слова были: «Что-то черное надвигается». И все — связь прервалась», — приводит слова члена команды «Комсомольца Андрея Степанова РИА «Новости».

15:29

Из материалов вахтенного журнала: «Температура переборки 6-го отсека более 100 градусов».

15:20

На лодке продолжается борьба с огнем. Капитан Ванин постоянно держит связь через самолеты с берегом. Поступает лишь одна просьба — буксиру подойти к ним. Это может означать лишь одно: субмарина теряет ход.

15:00

Летчик Петроградских: «Лодку мы увидели только со второго захода, когда «поднырнули» под облака и шли над морем на бреющем, буквально касаясь волн. Было это в 14:40».

14:50

В воздухе находятся уже три самолета. Помимо борта под командованием Петроградских экипажи возглавляют майоры Владимир Вотинцев и Анатолий Малышев. Они располагаются в небе между островом Медвежьим и Мурманском, ретранслируя переговоры командира подлодки и штаба флота. Экипаж майора Петроградских начинает сложную работу. Он не только помогает организовывать связь, но и летает по акватории, наводя надводные суда в район аварии.

14:47

Начинается поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начинает переходить на правый борт, дифферент на корму возрастает до 2 градусов. На лодке заканчиваются запасы хладагента лодочной объемной химической системы пожаротушения (ЛОХ).

14:45

Майор Петроградских передает на берег метеосводку: видимость — 5-6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь. Временами заряды снега, тогда видимость снижается до полутора километров. На лодке в это время продолжаются попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков.

14:40

Пробив нижнюю кромку облаков, экипаж самолета Ил-38 устанавливает визуальный контакт с терпящей бедствие подводной лодкой. Она стоит без движения с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдается обильное вспенивание воды. Из боевой рубки тянется хвост светлого дыма.

close
Атомная подводная лодка "Комсомолец", 1989 год

Атомная подводная лодка "Комсомолец", 1989 год

ТАСС
14:31

Пережитое 7 апреля вспоминает мичман Слюсаренко: «Первые две потери, хотя и вызвали тревогу, но не посеяли паники среди плавсостава, который был тщательно подобран и обучен действовать в любых экстремальных ситуациях. Мы находились на глубине 350 метров. Стали всплывать. До глубины 150 метров лодка имела нормальный ход, но затем сработала аварийная автоматическая защита атомного реактора, который двигал лодку, и он перестал работать. Лодка была тяжелой, и стала резко проваливаться в глубину. Она превратилась в безжизненную груду металла. Командир принял решение: сжатым воздухом «продуть» всю воду из спеццистерн (они служили для придания тяжести субмарине, чтобы быстро погружаться). После этого мы всплыли на поверхность. И в этот же момент весь запас воздуха ушел в горящие 6 и 7 отсеки, потому что на трубопроводах прогорели прокладки. Это был воздух высокого давления, за счёт которого команда должна была существовать весь поход. На лодке было 400 баллонов по 400 литров воздуха в каждом. Вырвавшийся на волю, он позволил загореться даже тому, что не должно было гореть. Температура в горящих отсеках превысила тысячу градусов, начал плавиться металл, не осталось никакой надежды проникнуть туда».

14:20

Летчик Петроградских устанавливает связь с командиром «Комсомольца». Оттуда докладывают, что, хотя пожар еще продолжается, ситуация уже контролируется экипажем, который не дает пламени разгораться.

14:02

«Кулапин и Бондарь умерли, заключение врача», — сообщается в вахтенном журнале.

13:40

Моряки продолжают испытывать недомогания, растет количество потерявших сознание.

13:29

Вновь слово мичману Слюсаренко: «Начало похода складывалось удачно. Как известно, в те годы противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерями было довольно напряженным, и в пограничных морях было много разведывательных и боевых кораблей. Мы обнаружили несколько иностранных подлодок, вели за ними слежение.

Трагедия началась 7 апреля, в пятницу, на 37-ые сутки похода. Совершенно неожиданно центральный пульт управления сообщил, что в седьмом отсеке (их всего было семь, соединенных узкими переходами) сильный пожар, большая температура. Дежуривший там матрос на запросы по рации не отвечал. Как потом выяснилось, он погиб. На обследование отправился один из мичманов. Задыхаясь в дыму, он успел сообщить обстановку и тоже погиб».

13:20

Командование Северного флота передает координаты «Комсомольца» на плавбазу «Алексей Хлобыстов». Та выходит к месту ЧП.

13:00

И вновь обратимся к вахтенному журналу: «Подсчитать всех людей. Нагружен редуктор ВВД-200. Готов к пуску дизель».

close
Репродукция рисунка "Норвежское море. Атомная лодка "Комсомолец", отображающего момент исследования специалистами затонувшей атомной подводной лодки с помощью глубоководного аппарата "Мир-I".

Репродукция рисунка "Норвежское море. Атомная лодка "Комсомолец", отображающего момент исследования специалистами затонувшей атомной подводной лодки с помощью глубоководного аппарата "Мир-I".

Сергей Компанийченко/РИА "Новости"
12:55

Как следует из записей команды, стало плохо мичману Геращенко. Тем не менее, паники на подлодке нет.

12:43

Петроградских взлетает: обычно на подготовку Ил-38 к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут, но экипаж сумел уложиться в 49 минут.

12:30

Рассказывает выживший член команды – мичман Виктор Слюсаренко, прослуживший на субмарине пять лет: «Технические характеристики лодки поражали воображение: глубина погружения — более одной тысячи метров (ни одна подлодка в мире не могла опуститься так глубоко), причем в нижней точке погружения ее прочнейший титановый корпус «обжимало» огромной массой воды с такой силой, что он уменьшался примерно на полметра; скорость достигала 55 километров в час (и это под неимоверно плотным давлением моря!). На борту находились две ядерных ракеты для уничтожения кораблей или подлодок возможного агрессора.

На такой чудо-лодке служить было интересно, но очень нелегко, напряженно. Она могла находиться под водой без всплытия 90 суток. 28 февраля 1989 года команда вышла в поход, запланировав вернуться 31 мая. Три месяца мы должны были нести боевую вахту без всплытия. За несколько дней до этого подлодка получила название «Комсомолец» (прежде она носила имя «Плавник»)». Слова моряка приводятся на сайте ostatok.net.

12:19

Только сейчас на берегу наконец во всех деталях узнают о терпящей бедствие подлодке.

12:05

Вспоминает подполковник в отставке Петроградских: «7 апреля 1989 года мой экипаж был на ДС, так называемых дежурных силах. Утром я получил приказ найти в море терпящую бедствие советскую АПЛ, установить с ней зрительный и радиоконтакт, а затем ждать подхода спасательных судов, оказывая морякам содействие. О том, что терпит бедствие гордость флота атомоход «Комсомолец», мы не знали».

11:57

Матросу Филиппову становится плохо. Его отправляют наверх.

11:54

По тревоге поднимают экипаж летчика майора Геннадия Петроградских. Поставлена задача: в районе в районе острова Медвежий возник пожар на советской атомной подводной лодке. Корабль всплыл, экипаж ведет борьбу за живучесть. Необходимо выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно докладывать обстановку и просьбы командира подводной лодки в штаб флота.

11:50

«Разобраться с охлаждением дизеля! Приказ командира: врачу прибыть в центральный пост, рассчитать время снятия давления с 6-го отсека. В 6-м отсеке 13 атмосфер», — записано в вахтенном журнале.

11:45

Вахтенный журнал: «Подано три сигнала аварии. Квитанции нет. Не работает охлаждение дизеля. Остановить дизель. Выйти на связь начальнику химической службы».

11:40

Горячий воздух из седьмого отсека продолжает поступать в цистерну главного балласта № 10 правого борта и продувать ее, что приводит к увеличению крена на левый борт. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — люди начинают выходить из строя в результате отравления, организуется работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты (ИДА), однако в экипаже уже появились новые жертвы.

11:37

Передан первый сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начинают опускаться под собственным весом. Возможно, в этом заключается причина ненадежности передачи аварийного сигнала — на берегу он будет принят и расшифрован лишь после восьмого раза.

11:23

Крен на левый борт достигает 8 градусов.

11:21

Вновь обращаемся к записям в вахтенном журнале: «Пожар в 4-ом отсеке. Горит пусковая станция насоса. Искрит и дымит. Обесточен. Задымленность и газовый состав в 4-м отсеке в норме».

11:18

Срабатывает аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Подается команда запустить аварийный дизель-генератор.

11:17

«Всплыли в надводное положение. Поднят перископ. Нет связи с кормой. Акустик. Обесточен комплекс», — такая запись осталась в вахтенном журнале «Комсомольца».

11:16

«Комсомолец» всплывает на поверхность. Первоначально подлодка имеет нулевой крен и нулевой дифферент. Однако уже через 1-2 минуты после всплытия из-за того, что горячие газы из седьмого отсека продолжают продувать цистерну главного балласта правого борта через разорванный трубопровод, возникает крен на левый борт на 4-6 градусов. Горят уже два отсека, шестой и седьмой. Происходит задымление второго, третьего и пятого отсеков.

11:15

Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начинает поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, шестом отсеке. Избыточным давлением масло «обратным ходом» выдавливается в отсек и распыляется по оборудованию. Несший вахту в шестом отсеке мичман Владимир Колотилин становится второй жертвой ЧП.

11:14

Для дальнейшего всплытия подается команда продуть группу цистерн главного балласта. Это решение станет ошибкой и значительно ухудшит ситуацию. При выполнении данной команды происходит разрыв трубопровода воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного балласта №10, расположенной в седьмом отсеке. В результате в отсек под высоким давлением начинает поступать сжатый воздух, что приводит к перерастанию локального пожара в объемный.

11:12

На «Комсомольце» объявляют аварийную тревогу. Лодка, которая шла на глубине 380 м, начинает подниматься до отметки 50 м. Ликвидировать пожар подачей лодочной объемной химической системы пожаротушения (ЛОХ) не удается. Огонь распространяется, в зону пожара попадают силовые электрические системы. Из-за их повреждения на глубине 150 м срабатывает аварийная защита паротурбинной установки. Субмарина теряет ход.

11:02

Полундра! В седьмом отсеке возникает пожар. И сразу же открывается счет жертвам: погибает матрос Нодари Бухникашвили. Причину возгорания установить так и не удастся. По одной из версий, случилось возгорание электрооборудования.

10:44

7 апреля 1989 года «Комсомолец» шел на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. Поход проходил в штатном режиме без каких-либо намеков на отклонение от нормы. Матросы и офицеры делали свою работу. Лодка находилась примерно посередине между берегом Норвегии и Шпицбергеном. Ближайшей сушей к «Комсомольцу» был остров Медвежий, входящий в этот архипелаг.

10:28

Кстати, свое название «Комсомолец» АПЛ К-278 проекта 685 «Плавник» получила чуть более чем за два месяца до трагедии. 28 февраля лодка вышла на третью автономную боевую службу. 604-м экипажем в количестве 69 человек командовал капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Это был опытный подводник. С 1970 года он служил на подводных лодках на разных должностях, а в 1972-м окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде.

10:15

«Комсомолец» был сдан в эксплуатацию в 1983 году. Подлодку активно использовали для экспериментов в области глубоких погружений: именно ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди субмарин — 1027 метров. У АПЛ имелись и другие задачи, в частности, флотские учения и несение боевой службы. Пунктом приписки «Комсомольца» являлась Западная Лица в Мурманской области в 45 км от границы с Норвегией. В 1984 году субмарина была включена в состав шестой дивизии первой флотилии подводных лодок Северного флота.

7 апреля 1989 года – трагедия К-278 «Комсомолец»

7 апреля 1989 года – трагедия К-278 «Комсомолец»

navy.su
10:00

7 апреля 1989 года военно-морской флот Советского Союза понес тяжелый удар. Из-за вспыхнувшего в седьмом отсеке пожара на протяжении шести часов терпела бедствие в Норвежском море и в итоге затонула атомная подводная лодка «Комсомолец». Погибли 42 человека. «Газета.Ru» вспоминает в историческом онлайне, как развивались события в тот роковой день.