«Они внутри нас»: индейцы таино не исчезли

Ученые выяснили, что индейцы таино не вымерли

Индейцы таино, населявшие Америку до прихода Колумба, не вымерли, их потомки — современные пуэрториканцы, выяснили ученые. Хотя сами пуэрториканцы, как и другие потомки коренных народов Америки, неоднократно заявляли о своей принадлежности к таино, доказать это удалось лишь сейчас.

Когда в 1492 году Колумб открыл Америку, он обнаружил, что Гаити, Пуэрто-Рико, Куба, Ямайка, Гваделупа, Багамские и Малые Антильские острова заселены множеством племен таино, — индейцев, прибывших туда около 1000 лет до н. э. После того, как европейцы начали осваивать новые территории, количество таино стало стремительно сокращаться.

Католический священник и историк того времени Бартоломе де Лас Касас писал: «На этом острове жило 60 тысяч человек, когда я прибыл в 1508 году, включая индейцев;

таким образом с 1494 по 1508 год более трех миллионов человек погибло от войны, рабства и рудников. Кто в будущих поколениях поверит этому?»

Многие жители Америки, особенно пуэрторикацы, заявляли, что являются потомками таино и пытались добиться признания своего племени. Для этих целей были созданы специальные организации. До настоящего времени считалось, что индейцы таино вымерли, но вопрос о том, так ли это, поднимался неоднократно. Исследования геномов современных жителей Америки предполагали, что они могут быть дальними потомками таино. Однако работ, в которых был бы проанализирован геном древних таино, до сих пор не было.

В гигантской пещере на острове Эльютера, входящем в состав Багамских островов, международная группа археологов обнаружила захоронения древних лукайо, коренных жителей Багамских островов, одной из ветвей таино. Один из обнаруженных скелетов принадлежал женщине, жившей в VIII-X веках н. э., а в ее зубе оказалось достаточно ДНК, чтобы воссоздать ее геном.

Далее исследователи сравнили его с геномами более 40 современных групп коренных американцев. Анализ показал, что генетически женщина была связана с многими современными народами Северной Америки. Однако наиболее тесная генетическая связь у нее оказалась с современными пуэрториканцами. Результаты анализа были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Мы обнаружили, что геномы современных жителей Пуэрто-Рико тесно связаны с геномом древних таино. Это демонстрирует преемственность между доколумбовыми популяциями и современными латиноамериканцами, несмотря на разрушительные последствия колонизации»,

— рассказывают ученые.

«Это захватывающее открытие, — делится археогенетик Ханнес Шредер из Копенгагенского университета. — Во многих книгах по истории можно прочесть, что коренное население Карибского бассейна было почти уничтожено, но люди, которые идентифицируют себя как таино, всегда пытались это оспорить. Теперь мы знаем, что все это время они были правы».

«Всегда было ясно, что население карибского бассейна — это потомки коренных американцев, но из-за сложной истории миграций в регионе до сих пор было трудно доказать это», — отмечает профессор Эске Виллерслев.

Команда уверена, что дальнейшие исследования позволят доказать, что и другие коренные народы Карибских островов не вымерли.

«Жаль, моей бабушки уже нет в живых. Я хотел бы показать ей доказательства того, что она уже знала,

— делится один из исследователей и носитель генов таино Хорхе Эстевез, сотрудник Национального музея американских индейцев в Нью-Йорке. — Открытие показывает, что имела место ассимиляция таино, но не вымирание. Я искренне благодарен ученым. Для нас, потомков таино, это настоящее освобождение».

«Эта древняя женщина таино — как двоюродная сестра предков жителей Пуэрто-Рико, — поясняет генетик Мария Ньевес-Колон. — Знаете, что? Эти люди не исчезли. На самом деле они все еще здесь, внутри нас».

«Археологические данные всегда предполагали, что множество людей, поселившихся на Карибах, прибыли из Южной Америки и что они поддерживали социальные связи, которые простирались далеко за пределы территории проживания. Ранее было проблематично доказать это из-за плохо сохранившихся образцов ДНК, но это исследование показывает, что получить геном древних жителей карибского бассейна все же возможно, и это открывает захватывающие возможности для новых исследований», — считает профессор Коринн Хофман из Лейденского университета.

Ранее археологи обнаружили на небольшом острове Мона, расположенном между островами Гаити и Пуэрто-Рико в Карибском море, тысячи ранее не известных древних рисунков в 70 труднодоступных пещерах. С помощью радиоуглеродного датирования ученые смогли оценить возраст пещерных рисунков – оказалось, что все они были созданы в 14-15 веках.

Они были сделаны из экскрементов летучих мышей, которые в течение долгого времени впитывали желтые, коричневые и красные минералы природного происхождения на потолках пещер.

Иногда в краски добавлялась древесная смола, чтобы рисунки лучше держались на стенах. Некоторые рисунки наносились при помощи древесного угля, установили ученые. Однако подавляющее большинство наскальных надписей их авторы делали, просто проводя ладонями и пальцами по мягкой поверхности стен.

Многие рисунки впечатлили ученых необычным многообразием форм и сюжетов, среди них чаще встречаются изображения человека и животных, переплетенные с различными абстрактными геометрическими фигурами. %

Замысловатые геометрические формы, часто перетекающие друг в друга геометрические и антропоморфные изображения, могут говорить об употреблении их авторами галлюциногенных веществ, считают исследователи.

«Для миллионов людей местных народностей, живших в карибском регионе до пришествия европейцев, пещеры представляли собой порталы в сферу духовного, и потому эти находки представляют собой сущность их системы верований и составных частей и культурной идентичности», — заключили ученые.

США будут поставлять Европе более 1 млн баррелей нефти ежедневно вместо сырья из РФ