Пенсионный советник

«Дизельгейт»: 5 тысяч жизней в год

Сколько человек ежегодно погибает из-за выбросов дизельных автомобилей

Tobias Schwarz/Reuters

Ежегодно 5 тыс. жителей стран Евросоюза умирают из-за превышения выбросов оксидов азота из дизельных двигателей. Ученые уверены — если бы эти выбросы дизельных автомобилей были бы такими же низкими, как бензиновых, 3/4 смертей удалось бы избежать.

С конца 1990-х годов количество дизельных автомобилей в странах Евросоюза увеличилось в среднем на 50%. Сейчас в Европе находятся в эксплуатации более 100 млн дизельных автомобилей — вдвое больше, чем в остальном мире. При этом выбросы оксидов азота от таких автомобилей в 4-7 раз выше, чем указывается в официальных сертификационных тестах.

Современные средства управления двигателем оптимизированы для конкретных лабораторных испытаний, но неэффективны в реальных дорожных условиях.

Специалисты из Международного института прикладного системного анализа рассчитали, сколько человек в Европе преждевременно погибнет из-за выбросов оксидов азота. Результаты исследования были опубликованы в журнале Environmental Research Letters.

Реклама

425 тыс. преждевременных смертей в странах Евросоюза, Норвегии и Швейцарии ежегодно связаны с нынешними уровнями загрязнения воздуха. Более 90% этих смертей вызваны респираторными и сердечно-сосудистыми заболеваниями, связанными с воздействием мелкодисперсных частиц, ключевой предшественник которых — оксид азота.

Согласно новым данным, 10 тыс. случаев смертей ежегодно вызваны выбросами оксидов азота от дизельных автомобилей и других средств передвижения.

Около половины из них обусловлены уровнями выбросов, намного превышающими установленные нормы. У автомобилей с бензиновыми двигателями выбросов значительно меньше.

«Если бы выбросы дизельных автомобилей были такими же низкими, ка выбросы бензиновых, можно было бы избежать трех четвертей — 7500 — преждевременных смертей», — отмечает Йенс Боркен-Клефельд, эксперт по транспорту и один из авторов работы.

Страны с наибольшим количеством преждевременных смертей, связанных с воздействием мелкодисперсных частиц, образованных выбросами оксидов азота — Италия, Германия и Франция.

Это связано как с высокой плотностью населения, так и с большим количеством дизельных автомобилей. Однако уровень риска на душу населения в Италии почти вдвое выше, чем во Франции. «Это отражает очень неблагоприятную ситуацию с загрязнением, особенно в густонаселенной Северной Италии», — поясняет ведущий автор исследования Ян Эйоф Джонсон. Наименьшие риски — в Норвегии, Финляндии и на Кипре, по меньшей мере в 14 раз ниже, чем в среднем по ЕС.

В Великобритании за 2013 год 640 преждевременных смертей оказались связаны с высокими уровнями выбросов оксидов азота. Если бы ограничения на выбросы для дизельных автомобилей соблюдались, то это число снизилось бы до 320, уверены исследователи. А если бы выбросы дизельных автомобилей находились на том же уровне, что выбросы бензиновых, то оно упало бы до 110.

Уровни выбросов бензиновых и дизельных автомобилей различаются и подчиняются разным стандартам. Дизельные двигатели образуют большое количество твердых частиц.

Попадая в дыхательные пути, они вызывают болезни органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Также они усугубляют симптомы астмы.

Многие страны ищут способы бороться с проблемой. Так, Великобритания к 2040 году собирается запретить продажу и дизельных, и бензиновых автомобилей, перейдя на электромобили. С 2020 года власти предлагают взимать сборы с водителей дизельных транспортных средств на наиболее загрязненных дорогах.

В Шотландии избавиться от бензиновых и дизельных автомобилей планируется к 2032 году. Собирается полностью прекратить производство и продажу автомобилей, работающих на ископаемых видах топлива, и Китай.

Ранее на жульничестве при производстве легковых дизельных автомобилей попалась немецкая компания Volkswagen Group — электронные блоки управления двигателем были нарочно запрограммированы, чтобы вводить в заблуждение проверяющих экологов.

Специальные датчики сообщали машине, что она находится на испытательном стенде, после чего двигатель начинал работать в особом, экологичном режиме, снижающем выхлопы оксидов азота.

Съезжая со стенда на дорогу, машины переходили в обычный режим, и концентрация оксидов азота в выхлопе возрастала в 40 раз по сравнению с допустимыми в США стандартами. За такие «достижения» концерн в 2016 году получил Шнобелевскую премию по химии.

Ученые MIT, основываясь на новых данных о выбросах, в марте 2017 года рассчитали, что проданные машины нанесли вред здоровью людей по всей Европе. По их оценкам,

негативные последствия «Дизельгейта» приведут к 1200 преждевременным смертям жителей Европы, каждый из которых условно проживет на 10 лет меньше.

Из этих 1200 преждевременных смертей 500 произойдут в Германии, а более 60% — в соседних с Германией странах: Польше, Франции и Чехии.