«О влиянии вспышки узнаем через несколько дней»

На Солнце произошла самая мощная за 12 лет вспышка

На Солнце произошла мощнейшая за последние 12 лет вспышка. Явлению был присвоен балл Х9.3, что делает его одним из пяти самых мощных взрывов на поверхности Солнца, произошедших за все время наблюдений. О последствиях вспышки для жизни на Земле, космонавтов и спутников на орбите можно будет говорить через несколько дней.

Вспышка огромной мощности произошла на Солнце 6 сентября. Это крупнейшее подобное явление на звезде за последние 12 лет. Вспышка возникла в результате слияния двух крупнейших групп солнечных пятен, сообщили в Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института РАН имени П.Н. Лебедева.

«События такой мощности относятся к наиболее крупным, какие только способна производить наша звезда и которые формируются лишь при очень редких, уникальных условиях, как правило, на стадии пика солнечной активности. Как сложилось так, что вспышка такого уровня произошла сейчас, на фоне солнечного минимума, еще предстоит разобраться ученым», — сообщают астрономы.

Солнечные вспышки в зависимости от мощности рентгеновского излучения делятся на пять классов: A, B, C, M и X. Минимальный класс A0.0 соответствует мощности излучения на орбите Земли в 10 нановатт на квадратный метр. При переходе к следующей букве мощность растет в 10 раз.

Сегодняшняя вспышка относится к последнему классу, Х, и ей был присвоен балл Х9.3, что делает ее одним из пяти самых мощных взрывов на поверхности Солнца, произошедших за все время наблюдений.

По словам ученых, она произошла в той точке, которая обращена в сторону Земли, поэтому ее воздействие на нашу планету будет максимальным. Пока последствия для жизни на Земле, космонавтов и спутников на орбите предсказать невозможно, об этом мы «узнаем только через несколько дней».

Как рассказали специалисты лаборатории, нынешний уровень солнечной активности вышел за пределы десятибалльной шкалы, достигнув отметки в 10.3, и сейчас находится в так называемой «черной» области.

Ранее ученые из института имени П.Н. Лебедева смогли проникнуть в загадку высвобождения энергии в солнечных микровспышках — одних из самых необычных проявлений солнечной активности, все еще находящихся за пределами возможностей современных телескопов.

Эти результаты помогут повысить точность прогноза солнечной активности и, как следствие, космической погоды: магнитных бурь и других земных явлений космического происхождения. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда и опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.

Ученых давно интересует парадокс, связанный с тем, что для нагрева внешней солнечной атмосферы — короны — до наблюдаемых гигантских температур в 1–2 млн градусов требуется примерно в 10 раз больше энергии, чем выделяется во время всех вспышек на Солнце вместе взятых.

В разгадке специалистам помогли данные российской космической обсерватории «КОРОНАС-Фотон», работавшей на орбите в 2009 году. На изображениях, полученных в 2009 году, на фоне очень низкой активности Солнца российским ученым удалось «разглядеть» около пятисот микровспышек, некоторые из которых оказались в 1000 раз слабее, чем ранее доступная нижняя граница наблюдений.

Практически во всех этих событиях, вопреки ожиданиям, ученым удалось обнаружить появление в короне горячей плазмы с температурой 3–4 млн градусов и выше.

Полученных данных оказалось так много, что удалось построить температурное распределение в микровспышках и предсказать, где же оно упирается в «ноль», то есть когда вспышки действительно перестают греть плазму короны. Оказалось, что эта граница лежит в области событий в 10 тыс. раз более слабых, чем текущий порог наблюдений. Такие слабые феномены относятся уже даже не к микро-, а к нановспышкам — полугипотетическим событиям на Солнце, существующим пока в значительной степени только на бумаге.

21 августа 2017 года через всю территорию США впервые за последнее столетие прошло солнечное затмение. Его назвали «Великим американским затмением», поскольку оно является первым солнечным затмением со времени образования Америки (1776 год), полную фазу которого можно наблюдать исключительно в США.

Длительность самого солнечного затмения в отдельной точке не превышала трех минут, поэтому большое число фанатов тратили тысячи долларов на то, чтобы погнаться за лунной тенью на специально зафрахтованных для этой цели пассажирских самолетах.

Это мероприятие позволяло находящимся на борту не только избежать пасмурной погоды, мешающей наблюдениям, но и увеличить его продолжительность вплоть до семи минут — то есть почти в три раза. По словам Келли Бити, редактора журнала Sky & Telescope, наблюдение затмения с борта лайнера не идет ни в какое сравнение с наземным опытом.

«Небо там намного прозрачнее и потому темнее. Это заставляет корону выглядеть более яркой и волнующей. Это выглядит действительно как электрический феномен», — рассказала она.

Затмение повлияло на поведение животных. Во время наступления темноты в зоопарке города Нэшвилль жирафы и носороги начали носиться по своим вольерам. Работники зоопарка заявили, что никогда не видели у животных такой прыти. Розовые фламинго сбились в стаю и стояли так, пока снова не вышло солнце.