Американец из плейстоцена

Палеонтологи: люди заселили Америку 13 тыс. лет назад

Люди заселили Америку около 13 тыс. лет назад - к такому выводу пришли палеонтологи, изучив человеческие останки, обнаруженные на востоке Юкатана. Найденный в 2012 году скелет был украден, но возраст останков удалось установить по его фрагментам, оставшимся в пещере.

Известные палеонтологические и археологические свидетельства указывают на то, что первые поселенцы в Америке появились между 47 000 и 14 000 годами до н.э. — тогда они, как считается, через Берингов пролив мигрировали на Аляску. А между 18 500 и 15 500 годами до н.э. началось таяние льдов, которое вынудило животных, а вслед за ними и людей двинуться на юг. Однако более точные сроки заселения Америки до сих пор не установлены.

К сегодняшнему дню сформировалось несколько теорий о том, как и когда люди заселили Америку.

В частности, опубликованное в 2015 году в Science исследование предполагает, что первые переселенцы пришли в Америку из Сибири не ранее 23 тыс. лет назад, в период последнего ледникового максимума.

Такие выводы исследователи сделали на основе результатов секвенирования генома современных и древних жителей Нового Света, Океании и Сибири. Согласовались с этими данными и результаты, полученные другой группой ученых при анализе фауны пещер Блуфиш – археологического памятника в Юконе, на северо-западе Канады.

В апреле 2017 года появилось новое предположение - первые поселенцы появились на территории Америки минимум 130 тыс. лет назад. Археологи пришли к такому выводу, изучив найденные в Калифорнии кости мастодонтов и обнаружив на них следы обработки человеком. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature.

Однако и результаты анализа фауны, и следы обработки – лишь косвенные доказательства, наиболее объективные данные можно получить при анализе скелетов древних людей. Именно это и сделала группа немецких ученых в своем последнем исследовании, опубликованном в журнале PLOS ONE.

Исследователи из Гейдельбергского университета имени Рупрехта и Карла изучили человеческие останки, обнаруженные в пещере Чан Хол поблизости от древнего города Тулум в Мексике и готовы назвать новые цифры.

По их подсчетам, заселение Америки произошло около 13 тыс. лет назад, в позднем плейстоцене.

Город Тулум, рядом с которым находится пещера, расположен на восточном берегу полуострова Юкатан. Ранее его населяли индейцы майя. Город существовал до первых контактов с испанцами в начале XVI века, после чего начал постепенно пустеть и был заброшен к концу XVI века.

Скелет в феврале 2012 года случайно обнаружили дайверы.

Фотографии археологической находки быстро разошлись по форумам и соцсетям и, когда информация, наконец, дошла до ученых и они приехали в конце марта, чтобы изучить скелет, тот уже пропал из пещеры.

Там остались лишь около 150 осколков костей и фрагмент тазовой кости, который сросся с одним из сталагмитов.

Для определения возраста человеческих останков ученые обычно измеряют радиоактивные изотопы углерода в коллагене – белке, содержащемся в костной ткани. Однако в случае с этим скелетом основная часть коллагена оказалась вымыта из костей водой, что сделало использование такого метода невозможным.

Поэтому команда использовала фрагменты тазовой кости и сталагмита, в которых содержался минерал кальцит. Измерив содержание урана и тория в кальците, полученном из камня, ученые установили: возраст отложений, образовавшихся на уровне двух сантиметров от кости, составлял около 11 тыс. лет. Далее они проанализировали скорость, с которой каменный нарост образовывался вокруг кости, и сопоставили полученные результаты с уровнями изотопов сталагмитов в других пещерах.

На основании полученных данных исследователи рассчитали возраст скелета – он пролежал в пещере более 13 тыс. лет.

Также они установили, что скелет принадлежал молодому мужчине. Когда он умер, уровень моря был намного ниже, и пещера находилась на суше.

Исследователи надеются когда-нибудь найти сам скелет.

«Что можно хотеть сделать со скелетом, забрать его домой?

– задается вопросом палеонтолог Вольфганг Штайннсбек, ведущий автор исследования. - Знали ли воры, насколько он древний, может, они просто прихватили его, как сувенир? Мы уже обращались в полицию, там сделали несколько запросов, но никакой существенной информации не получили».

На данный момент это один из самых древних человеческих скелетов, обнаруженных на территории Америки. Существует еще несколько находок, относящихся к примерно тому же временному периоду – например, скелет девочки-подростка, найденный в другой пещере на территории Юкатана. Возраст останков составил более 12 тыс. лет. Обнаруженные в еще одной затопленной пещере рядом с Тулумом останки древнего человека пролежали там, согласно радиоуглеродному датированию, около 13 500 лет.

За пределами Юкатана также были обнаружены останки мальчика, умершего около 12 600 лет назад и скелеты еще нескольких человек возрастом более 10 тыс. лет.

«Они проделали отличную работу, узнав возраст этих останков»,- отмечает археолог Дэвид Мельцер из Южного методистского университета в Далласе. Хотя существует множество находок, указывающих на то, что люди в Америке появились не раньше, чем 14 тыс. лет назад, наиболее ценные из них – это человеческие скелеты. А такие, находки, как говорит Мельцер, чрезвычайно редки.

Более точную информацию о скелете можно будет получить после анализа ДНК.

С ним, очевидно, возникнут еще большие трудности, чем с определением возраста – отправленные в Институт эволюционной антропологии общества Макса Планка не содержали ДНК. Исследователи надеются, что ее удастся выделить из оставшихся в пещере зубов, которые, очевидно, не привлекли внимания воров.