Ешь жуков, спасай планету

Исследование: употребление насекомых в пищу снизит парниковый эффект

Употребление в пищу насекомых вместо мяса позволит бороться с глобальным потеплением, заявляют ученые. Такой подход приведет к сокращению площади сельскохозяйственных угодий и, как следствие, уменьшению выбросов парниковых газов.

Если есть насекомых вместо говядины, это поможет бороться с глобальным потеплением благодаря уменьшению вредных выбросов, связанных с сельским хозяйством, выяснила группа ученых из Великобритании. Исследование было опубликовано в журнале Global Food Security.

Замена половины мяса, потребляемого в мире, на продукцию из сверчков и личинок мучных жуков позволит на треть сократить размеры сельскохозяйственных угодий и, соответственно, выбросы парниковых газов, считают ученые. И хотя нежелание людей питаться насекомыми может ограничить их потребление, даже небольшие изменения будут полезны, отмечает команда. Их можно достичь, используя насекомых в качестве ингредиента полуфабрикатов.

Проанализировав данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ученые сравнили влияние на окружающую среду производства мяса и альтернативных источников пищи. Это было первое исследование такого рода.

Ученые смоделировали ситуацию, в которой половина производимого мяса будет заменена на насекомых, искусственно выращенное в лаборатории мясо или его имитацию.

Выяснилось, что насекомые и имитация мяса — соевые продукты, например, тофу — отлично подходят для этой цели, так как для их производства требуется намного меньше земель и энергии.

А вот синтетическое мясо пока что менее выгодно с точки зрения затрат ресурсов, чем, например, разведение кур — его производство требует столько же места при больших затратах энергии.

Как отмечают исследователи, если уменьшить потребление мяса вдвое, это позволит высвободить 1680 млн гектаров земли — в 70 раз больше площади, занимаемой Великобританией. Уменьшению количества занятых земель поможет и переход на выращивание кур вместо других животных — это займет ненамного больше места, чем разведение насекомых.

Помимо крупного вклада в антропогенные выбросы парниковых газов текущее производство животноводческой продукции оказывает и другое негативное воздействие на окружающую среду.

В глобальном масштабе пастбища занимают в два раза больше площади, чем пахотные угодья, а домашний скот потребляет около трети всех собранных культур, говорят авторы исследования.

«Сочетание небольших изменений в поведении потребителей, таких как замена говядины курицей, сокращение количества пищевых отходов и потенциальное введение насекомых в рацион, позволит уменьшить количество занятых земель и создать более устойчивую продовольственную систему», — отмечает главный автор исследования доктор Питер Александр из Эдинбургского университета.

«Экологические проблемы, стоящие перед мировой сельскохозяйственной промышленностью, растут. В этой статье мы изучили часть альтернативных продуктов, которые можно включить в нашу диету, чтобы сократить оказываемое на планету давление», — говорит профессор Доминик Морган из Йоркского университета.

Эксперименты по созданию продукции из насекомых уже проводились: так, в начале этого года специалисты центра технических исследований VTT в Финляндии разработали пищевые ингредиенты из сверчков и мучных червей.

Их структура и вкус вполне подойдут для приготовления фрикаделек или фалафеля.

Использованный VTT метод сухого фракционирования позволяет производить порошки из насекомых с разными вкусами и разной грубостью помола: при более мелком порошок будет содержать маленькие кусочки хитина и иметь ярко выраженный вкус мяса, при более грубом вкус будет мягче, а кусочки хитина — больше.

Перед обработкой из насекомых удаляют жир. Таким образом, конечный продукт содержит до 80% белка. Порошок протестировали, заменив им 5–18% ингредиентов фрикаделек и фалафеля. Даже небольшая добавка порошка из насекомых в фалафель увеличивала содержание белка в нем в три раза.