Пенсионный советник

Женские манекены страдают от недоедания

Британские ученые заявили об опасной худобе женских манекенов

Shutterstock

Параметры женских манекенов далеки даже от нижней границы нормального соотношения роста и массы тела, сообщают ученые. Это способствует популяризации нереалистичной женской худобы, приводя к расстройствам пищевого поведения женщин. Среди мужских манекенов нереалистичными оказалось лишь несколько процентов.

Исследователи из Ливерпульского университета утверждают: габариты манекенов, используемых в магазинах женской одежды, слишком далеки от размеров нормального женского тела и способствуют популяризации нереалистичных стандартов, приводящих к расстройствам пищевого поведения женщин. Этому посвящено их последнее исследование, опубликованное в журнале The Journal of Eating Disorders.

«Мы заинтересовались этой темой, когда увидели в новостях слова представителей широкой общественности о том, что манекены в магазинах одежды слишком тощие, — поясняют авторы исследования. — Одновременно с этим представители магазинов утверждали, что претензии были приняты во внимание и они закупили более правдоподобные манекены. Как показали результаты нашего исследования, размеры тел женских манекенов создавали образ женщины с выраженным недостатком массы тела».

Группа специалистов во главе с доктором психологических наук Эриком Робинсоном изучила ряд сетевых международных магазинов одежды, расположенных на крупных улицах в Ливерпуле и Ковентри, собрав данные о габаритах мужских и женских манекенов. Критерием было наличие в магазине хотя бы одного манекена.

Как показал дальнейший анализ, 100% женских манекенов имели габариты женщин с ярко выраженной нехваткой массы тела. Среди мужских манекенов таковых оказалось лишь 8%.

Так как владельцы магазинов отказались дать ученым возможность сделать точные замеры, те использовали визуальный метод оценки, ориентируясь на две шкалы — с набросками мужчин и женщин с определенным соотношением роста и массы тела и с аналогичными фотографиями. Габариты колебались от недостаточного веса до выраженного ожирения. И если основная часть габаритов мужских манекенов соответствовала параметрам здорового худощавого мужчины, то женские манекены изображали женщин с массой тела намного ниже нормы.

Также исследователи отметили, что в магазинах, ориентированных на молодых людей (до 30 лет), мужские манекены были меньше, чем в магазинах для более взрослых. На женские эта закономерность не распространялась, в обеих категориях магазинов они имели сходные параметры.

Реклама

«Прекрасно известно, что международный идеал ультрахудого женского тела является фактором риска развития нарушений пищевого поведения. Тем не менее

в современном развитом мире нереалистичные идеалы женского тела транслируются как в явной, так и в неявной форме»,

— пишут ученые, приводя как пример женские образы от кукол для девочек до подиумных моделей, масса тела многих из которых является недостаточной для их роста. В частности, проведенное в 1992 году исследование, авторы которого анализировали габариты женских манекенов из разных стран и временных периодов, показало, что

женщины с параметрами тела как у манекенов были бы настолько истощены, что у них прекратились бы менструации.

«Обычно использование чрезмерно худых женских манекенов в модной индустрии объясняется тем, что одежда на них сидит более эстетично. Однако такой подход может сработать ровно наоборот — покупательница может посчитать, что одежда, красиво выглядящая на манекене, не подойдет ей из-за параметров тела», — рассуждают исследователи из Ливерпуля.

Впрочем, команда Робинсона и среди мужских манекенов отметила наличие неправдоподобных. Так, некоторые из них имели нереалистично развитую мускулатуру. В дальнейшем ученые планируют разобраться, насколько негативно влияет такое изображение мужчин на их отношение к собственному телу.

Проблема расстройств пищевого поведения среди женщин стоит достаточно остро: в 2011 году в России симптомы расстройств были выявлены у 46% студенток крупных вузов. Некоторые страны борются с проблемой с помощью запретов: Франция в 2008 году запретила использование во всех видах рекламы девушек с размером одежды меньше 38-го европейского (44-го российского). На момент рассмотрения закона статистика располагала данными о 40 тыс. страдающих расстройствами пищевого поведения, 90% из которых составляли девушки.