Подпишитесь на оповещения
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Девятую планету ищут всем миром

Ученые предложили добровольцам поискать девятую планету Солнечной системы

NASA/JPL-Caltech

Ученые предложили всем желающим самим поучаствовать в поиске загадочной девятой планеты. Искать ее, не вставая с дивана, может любой пользователь интернета, приняв участие в необычном интернет-проекте.

Различные проекты Citizen Science, «народной науки», дают возможность астрономам-любителям, да и просто любому желающему участвовать в научных открытиях, буквально не вставая с дивана.

В астрономии самым известным подобным сетевым проектом был «Галактический зоопарк» (Galaxy Zoo). С его помощью любой пользователь интернета может совместить приятное с полезным: разглядывая красивую картинку, внести свой вклад в развитие науки — уточнить численность спиральных и эллиптических галактик, выделить новые неизвестные до сей поры разновидности галактик и просто обнаружить необычные структуры во Вселенной, требующие последующего изучения.

Новый народный проект, недавно запущенный американскими астрономами, даст шанс любому желающему поучаствовать в открытии, которое может оказаться в ряду величайших открытий нового столетия —

обнаружения загадочной девятой планеты Солнечной системы.

До 2006 года девятой планетой Солнечной системы официального считался Плутон, пока на сессии Международного астрономического союза по формальным признакам его не было решено разжаловать в карликовые планеты. Однако год назад, в январе 2016-го, сенсацией в научном мире стало обоснованное предположение двух ученых — Константина Батыгина и Майка Брауна — о наличии на задворках Солнечной системы еще одной полноценной планеты, которая в случае обнаружения могла бы получить номер 9.

Планета была предсказана путем математического анализа возмущений, которые испытывают множество ледяных тел из так называемого Пояса Койпера — огромной области пространства за орбитой Плутона. Расчеты показали, что планета, если существует,

вращается вокруг Солнца на расстоянии 20 орбит Нептуна, масса ее в 10 раз больше массы Земли.

В силу большой удаленности от Солнца планета не видна и делает полный оборот вокруг Солнца за 10–20 тыс. лет. «Думаю, планету реально найти в ближайшие два-пять лет. Для этого нужно знание орбиты и достаточно времени наблюдательного времени на телескопах», — пояснил тогда Батыгин «Газете.Ru».

«Новый проект Backyard Worlds: Planet 9 позволит сделать одно из величайших открытий столетия, прекрасно, что сделано оно может быть при помощи гражданской науки», — пояснил астроном из Калифорнийского университета в Беркли, соавтор проекта Аарон Мейснер.

По сути, участникам проекта в поисках неуловимой планеты придется проделывать ту же процедуру, что и почти век назад американскому астроному Клайду Томбо, который в поисках Плутона сравнивал снимки неба с помощью блинк-микроскопа. Этот прибор позволял переключать изображения одного и того же участка неба, в поисках движущихся на них объектов.

NASA/WISE

Участники проекта Backyard Worlds: Planet 9 могут просматривать миллионы снимков различных участков неба, склеенных в анимированные ролики из фотографий, сделанных инфракрасным телескопом NASA. Wide-field Infrared Survey Explorer (WISE). Этот телескоп закончил работу в 2011 году, однако за время миссии он собрал огромное множество изображений неба, создав карту Вселенной в инфракрасном диапазоне.

На анимированных снимках удачливые пользователи могут заметить как саму неуловимую планету, так и передвижение ранее неизвестных объектов на окраине Солнечной системы.

Кроме того, могут быть открыты и другие необычные объекты — так называемые коричневые карлики — газовые объекты промежуточной массы, которые не смогли зажечь внутри себя термоядерные реакции и превратиться в полноценные звезды.

«Между Нептуном, самой далекой планетой Солнечной системы, и ближайшей звездой расстояние — более четырех световых лет, и большая честь этого огромного пространства не изучена. Поскольку там очень мало солнечного света, даже крупные объекты едва ли будут в видимом диапазоне», — пояснил астрофизик NASA Марк Кучнер.

Несмотря на то что в NASA активно используют компьютеры для обработки таких изображений, большая надежда возлагается именно на глаз добровольцев. «Автоматический поиск не очень хорошо работает в определенных областях неба, таких как плоскость галактики, из-за большого числа звезд, которые сбивают алгоритм поиска», — пояснил Мейснер.