Пенсионный советник

Как находят картину под картиной

Как наука помогает обнаруживать неизвестные картины

Екатерина Шутова 13.11.2015, 17:35
Виктор Великжанин/РИА «Новости»

Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает, как работает метод, позволяющий раскрывать тайны картин великих художников, — рентгенофлуоресцентный анализ. Накануне благодаря этому методу ученые выяснили, что под картиной «Черный квадрат» Казимира Малевича скрываются два других изображения. Одно из них представляет собой кубофутуристическую композицию, второе — другую беспредметную живопись.

«Дама с единорогом» — первая находка

Одной из первых картин, которую ученые исследовали с помощью рентгенофлуоресцентного анализа, была «Дама с единорогом» итальянского живописца Рафаэля Санти. До того как специалисты просветили его рентгеновским излучением, холст назывался «Святая Екатерина Александрийская», считалось, что он принадлежит кисти Перуджино и изображает неизвестную даму в облике Святой Екатерины.

Рафаэль Санти. Дама с единорогом. ок. 1506. Картина до реставрации 1930-х гг.
Рафаэль Санти. Дама с единорогом. ок. 1506. Картина до реставрации 1930-х гг.

В 1916 году итальянский искусствовед Джулио Канталамесса установил, что традиционные атрибуты Святой Екатерины — мученическое колесо и пальмовая ветвь, а также мантия, покрывающая плечи святой, — и ее руки были дописаны поверх оригинала. Ученые «сняли» верхние слои и обнаружили, что

в первоначальном варианте девушка была изображена без накидки на плечах, а вместо орудия пытки у нее на руках находился маленький единорог.

Во время следующей реставрации специалисты выяснили, что единорог тоже был дописан позднее. В оригинальном варианте на руках у юной дамы находилась маленькая собачка. Впрочем, образ собачки реставраторы восстанавливать не стали.

Рафаэль Санти. Дама с единорогом. ок. 1506. После реставрации
Рафаэль Санти. Дама с единорогом. ок. 1506. После реставрации

Женщина Ван Гога на «траве»

Другим ярким примером картины, изученной с помощью рентгенофлуоресцентного анализа, является «Лоскут травы» Винсента Ван Гога из собрания музея Kröller-Müller. Ее РФА-исследование показало, что под красочным слоем на холсте находится портрет женщины. К этому моменту метод уже мог не просто выявлять скрытые контуры и оттенки, но и определять цвета. «Образец исследуют, направляя сфокусированный пучок рентгеновских лучей в образец, точка за точкой, — рассказал ранее отделу науки «Газеты.Ru» Маттиас Алфельд из Университета Антверпена. — Атомы в этом крайне небольшом участке возбуждаются при воздействии первичного пучка. В результате переходов электронов между различными энергетическими уровнями образец флуоресцирует, а параметры излучения являются характеристичными, то есть уникальными для каждого элемента. Таким образом, по длине волны излучения можно определить с большой долей вероятности красители, использованные при нанесении изображения».

Портрет женщины на картине Ван Гога «Лоскут травы»
Портрет женщины на картине Ван Гога «Лоскут травы»

«Ван Гог часто писал свои картины на старых использованных холстах. Визуальное обследование «Лоскута травы» позволяло лишь заметить контур человеческой головы – и не более. Наше исследование позволяет увидеть вторую картину по распределению желтой краски», — рассказал в 2009 году «Газете.Ru» Маттиас Алфельд.

Через несколько лет Алфельд с коллегами обнаружили, что под картиной «Портрета дона Рамона Сатуэ» испанского художника Франсиско Гойи скрывается другой, неизвестный портрет.

Под портретом дона Рамона Сатуэ был обнаружен другой портрет
Под портретом дона Рамона Сатуэ был обнаружен другой портрет

«Мужчина, позировавший для «внутреннего» портрета, одет в форму, говорящую о его высоком положении в рыцарском ордене, учрежденном Жозефом Бонапартом, когда его брат Наполеон сделал его королем Испании. «Внешний» портрет подписан и датирован 1823 годом. Однако теперь мы знаем, что история картины началась раньше: спрятанный портрет был создан между 1809 и 1813 годами. Хотя мы видим живопись не очень разборчиво, первоначальный портрет, вероятно, изображает одного из французских генералов, вошедших вместе с Жозефом Бонапартом в Мадрид, или даже самого Жозе, — рассказал ученый. — Портрет мог остаться у Гойи после того, как французская армия была изгнана из Испании в 1813 году и король Фердинанд VII вернулся на трон».

Исследователи предположили, что «замазать» портрет художник решил в 1823 году: когда король Фердинанд восстановил абсолютную монархию, Гойя, после того как в 1820 году поставил свою подпись под либеральной конституцией Испании, справедливо опасался репрессий за свои политические взгляды, и в этих условиях изображение наполеоновского генерала было явным компроматом.

Рембрандт под «бородой»

Харменс ван Рейн Рембрандт. Старик с бородой. 1630
Харменс ван Рейн Рембрандт. Старик с бородой. 1630

Так же, просветив рентгеном полотно «Старик с бородой» Рембрандта Харменса ван Рейна, ученые обнаружили на холсте незаконченный автопортрет художника.

Однако на скрытом портрете не видны детали лица, а изображен лишь силуэт. Исследования картины проводились в США и Франции

Год назад — новый Пикассо

Ученые и искусствоведы обнаружили новую картину Пабло Пикассо. Неизвестное до настоящего времени произведение художника оказалось скрытым под его картиной «Голубая комната», которая находится в вашингтонском музее «Собрание Филлипса» (The Phillips Collection), сообщает AP. Специалисты обнаружили под слоем краски «Голубой комнаты» портрет неизвестного бородатого мужчины в галстуке-бабочке, который сидит, подперев голову рукой. На пальцах мужчины изображены три кольца. В настоящий момент искусствоведы пытаются выяснить, кто изображен на этом портрете.

В работе принимали участие специалисты из «Собрания Филлипса», Вашингтонской национальной галереи искусств, Корнелльского университета и других организаций. Впервые признаки существования скрытой картины были обнаружены на холсте с «Голубой комнатой» в 2008 году. Теперь же, спустя пять лет, картину удалось восстановить полностью.

«Голубая комната» была написана Пикассо в 1901 году. Эта картина относится к так называемому «голубому периоду» творчества Пикассо.

Пабло Пикассо. Голубая комната. 1901
Пабло Пикассо. Голубая комната. 1901

2015 — «Черный квадрат»

Благодаря рентгенофлуоресцентного анализу российские специалисты увидели на картине «Черный квадрат» Малевича не только два других изображения, но и авторскую надпись художника. По мнению Екатерины Ворониной, надпись гласит «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию картины французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», написанной в 1882 году и представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.

«Было известно, что под «Черным квадратом» было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — рассказала научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина.