Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Темная материя убивает все живое

Ученые считают, что темная материя может вызывать вымирание видов на Земле

Ныряние Солнца в сгустки темной материи может приводить к бомбардировкам Земли кометами, а значит, к массовым вымираниям видов. Так считают ученые, заглянувшие в далекое прошлое нашей планеты.

Необычную гипотезу, объясняющую причину глобальных геологических подвижек на Земле и как следствие — массовых вымираний флоры и фауны, выдвинули ученые под руководством Майкла Рампино из Нью-Йоркского университета.

Сегодня ученым известно, что массовое вымирание видов, которое привело к исчезновению динозавров, было связано с падением крупного метеорита 66 млн лет назад. Однако науке известно и о других примерах массовых вымираний, которые были в истории нашей планеты, и еще в 1984 году было доказано, что происходили они с некоторым постоянством.

Последние исследования показывают, что период наступления массовых исчезновений видов примерно составляет 30 млн лет с точностью 3 млн лет.

В попытках найти объяснение этой закономерности многие ученые обнаружили, что и возраст большинства кратеров имеет циклическое непостоянство – интенсивность бомбардировки Земли астероидами менялась с характерным периодом в 30–35 млн лет.

В своем исследовании, опубликованном в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Рампино приходит к выводу, что причина этих катаклизмов не на Земле, не в Солнечной системе, а носит галактический характер. Как известно астрономам, Солнечная система находится в галактическом диске нашей спиральной галактики Млечный Путь на расстоянии 27 тыс. световых лет от ее центра. Этот диск населен множеством звезд, а также концентрирует в себе загадочную темную материю.

Темная материя – самая массивная составляющая всех галактик, чья природа остается для ученых не ясной, проявляющая себя лишь гравитационным воздействием на свет и материю.
Обращаясь вокруг центра галактики, Солнечная система совершает один оборот за 250 млн лет. Однако движение Солнца не ограничивается этим простым обращением. Находясь на определенном расстоянии от центра, Солнце вместе со своими планетами и остальными атрибутами Солнечной системы – кометами и астероидами – совершает волнообразные движения перпендикулярно плоскости галактики – то приподнимаясь, то погружаясь в толщу диска.

Примечательно, что эти волнообразные колебания происходят с периодом примерно 30 млн лет.

Проанализировав характер проходов Земли через галактический диск, Рампино пришел к выводу, что появление кратеров на Земле и вымирание биоты на протяжении долгого времени коррелирует с колебаниями Солнца внутри диска. Однако как связаны между собой эти процессы?

Виной всему – сгустки темной материи, которые, пролетая вблизи Солнечной системы, вызывают приливные возмущения внутри нее.

Проявляется это в том, например, что кометы, пролетающие вдали от Земли, вдруг сдвигаются со своих орбит и могут столкнуться с Землей.

Однако более значимым может оказаться другой механизм. Пролетая сквозь сгустки темной материи, Земля захватывает ее отдельные частицы (как предполагают, ими могут быть таинственные вимпы – слабовзаимодействующие массивные частицы). Аннигилируя друг с другом, эти частицы могут выделять значительное количество тепла, что приводит к дополнительному разогреву недр планеты. Это, в свою очередь, играет прямую роль в повышении вулканической активности, приводит к тектоническим подвижкам, магнитным переполюсовкам и изменениям уровня океана, которые также имеют характерные временные колебания с периодом в 30 млн лет.

Подобные взаимосвязи могут иметь широкое воздействие на геологические и биологические процессы, протекающие не только на Земле, но и на других планетах в галактике.

«Нам посчастливилось жить на планете, которая идеальна для развития сложных форм жизни. Однако в истории Земли были случаи массовых вымираний, некоторые из которых труднообъяснимы. Возможно, темная материя, природа которой до сих пор не ясна, но которая занимает четверть вселенной, может дать ответ. Будучи могучей силой на огромных масштабах, она может иметь прямое влияние и на жизнь на Земле», — пояснил автор исследования.

Патриарх Кирилл считает нынешние отношения РПЦ и государства уникальными