В отличие от прошлого года, когда объявление лауреатов Нобелевской премии по физике состоялось с часовой задержкой, в этот раз Нобелевский комитет рассказал миру о решении присудить приз практически вовремя. В итоге премия 2014 года по физике присуждена японским ученым Исаму Акасаки, Хироси Амано, Суджи Накамура за разработку голубых оптических диодов, позволивших внедрить яркие и энергосберегающие источники света, говорится в сообщении на сайте Нобелевского комитета.
Светодиоды – полупроводниковые приборы, излучающие свет в узком диапазоне спектра при пропускании через него тока в прямом направлении.
«Светодиоды красного и зеленого диапазона были придуманы давно, но нам не хватало диодов синего. Если есть красный, зеленый и голубой — получается белый цвет. И так Ньютон это показал давным давно. Теперь, благодаря голубому светодиоду, мы можем получить белый свет, и лампочки можно использовать долго. Эта технология заменяет другие технологии, и каждый из них носит ее в кармане.
Вспышка и экран смартфонов основаны на светодиодах», — прокомментировал вручение награды Нобелевский комитет.
«Это дело важное, есть, за что дать Нобеля, — рассказал «Газете.Ru» профессор физического факультета МГУ, руководитель научной группы Российского квантового центра Алексей Рубцов. По его словам, Нобель просил давать премию за науку и технологию. При этом исторически так получилось, что ее давали в основном за науку. «В последние лет 10 вернулись к истокам и часть премий дают за фундаментальные открытия, часть — за технологии. Вот алферовская премия – технологическая за полупроводниковый лазер. Открытие голубого лазера — важный технологический прорыв и завещанию Нобеля он соответствует полностью.
Конечно, сделать голубой светодиод было проще, чем сделать первый светодиод, но задача была сложная, так как материалы, а, это нитрид галлия, как я понимаю — широкозонные полупроводники, очень тяжелые в работе, и сделать структуры нужного качества довольно тяжело», — пояснил Рубцов.
Работы по созданию голубых светодиодов велись и ранее. Так, первым, еще в 70-х, голубой светодиод на основе пленок нитрида галлия удалось получить выходцу из России профессору Жаку Панкову (Якову Исаевичу Панчечникову) из фирмы IBM (США).
Работы с нитридом галлия вела группа Геннадия Сапарина и Михаила Чукичева из МГУ, обнаружившая, что под действием электронного пучка GaN с примесью цинка становится ярким люминофором.
«Премию дали не просто за голубой свет от полупроводникового устройства, что наверняка было сделано сильно раньше, а за рабочую технологию с хорошим квантовым выходом. На этом основаны все светодиодные лампочки, это все благодаря голубому светодиоду. Сегодня общепризнано, что за светодиодными лампами будущее, они экономичны, экологичны, долговечны и ярки. То, что через какое-то время все освещение будет таким – это суперважно», — считает Рубцов.
Исаму Акасаки родился в 1929 году в Японии, а докторскую степень получил в 1964-м в Нагойском университете. Сейчас он работает в должности профессора в Университете Мейджо и является заслуженным профессором Нагойского университета. Хироси Амано родился в Японии в 1960 году. Свою докторскую степень он получил в 1989 году в Нагойском университете, профессором которого сейчас и является. Наконец, Суджи Накамура в отличие от двух своих коллег является гражданином США. Он родился в Японии в 1954 году, а докторскую степень защитил в 1994-м в Токушимском университете. Сейчас он — профессор Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.
В прошлом году премии был удостоен шотландский физик-теоретик Питер Хиггс за предсказание элементарной частицы, названной его именем, — бозона Хиггса. Вместе с ним Нобелевский комитет отметил бельгийского физика Франсуа Энглера.
Нынешние лауреаты, как и ученые, получившие днем ранее премию по физиологии и медицине, отсутствовали в списках кандидатов на премию, которые традиционно составляет Thomson Reuters, основываясь на наукометрических показателях.
Одним из кандидатов являлся американский физик китайского происхождения Пэйдун Ян. Самое известное достижение ученого — это создание ультрафиолетового нановолоконного лазера, работающего при комнатной температуре.
Кроме того, «Нобеля» прочили профессору Кембриджа Джеймсу Скотту за передовые исследования в области сегнетоэлектрических запоминающих устройств, а также профессору Рамамурти Рамешу из Калифорнийского университета в Беркли и его коллеге Йошинори Токура из Токио за передовые исследования новых мультиферроидных материалов.
Наконец, лауреатами могли стать американец Чарльз Кейн, немец Лауренс Моленкамп и работающий в США китаец Шоучэн Чжанз, которые могли получить премию «за теоретические и экспериментальные исследования эффекта Холла в квантовом спине и топологических изоляторов».
В прошлом году премии был удостоен шотландский физик-теоретик Питер Хиггс за предсказание элементарной частицы, названной его именем, — бозона Хиггса.
Вместе с ним Нобелевский комитет отметил бельгийского физика Франсуа Энглера, проигнорировал заслуги еще нескольких ученых-теоретиков и никак не отметил заслуги ученых, открывших бозон на Большом адронном коллайдере. К слову, «Газета.Ru» недавно подробно побеседовала с Питером Хиггсом.
Среди отечественных деятелей науки и культуры самыми успешными в плане получения Нобелевских премий являются именно физики.
Они получали столь престижную награду шесть раз, а всего лауреатами стали девять человек. В 1958 году премию получили Павел Черенков, Игорь Тамм и Илья Франк «за открытие и интерпретацию эффекта Черенкова». Через четыре года лауреатом стал Лев Ландау «за пионерские теории в области физики конденсированного состояния, в особенности жидкого гелия». Еще через два года Нобелевский комитет отметил Николая Басова и Александра Прохорова «за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию осцилляторов и усилителей, основанных на мазерно-лазерном принципе». В 1978 году Петр Капица получил награду «за основополагающие изобретения и открытия в области физики низких температур». В 2000-м лауреатом стал Жорес Алферов «за разработку полупроводниковых гетероструктур, используемых в высокоскоростной и оптической электронике». И наконец, последняя на данный момент российская Нобелевская премия досталась в 2003 году Алексею Абрикосову и Виталию Гинзбургу «за пионерский вклад в теорию сверхпроводимости и сверхтекучести».
Всего до 2014 года лауреатами Нобелевской премии по физике стали 195 ученых.