Пенсионный советник

Научные финансы не поют романсы

В США смогли выявить непосредственную экономическую ценность научных исследований

Екатерина Наумова 29.04.2014, 12:18
iStockPhoto

В США смогли выявить непосредственную экономическую ценность научных исследований, а также узнать, что федеральное финансирование оказывает большее влияние, чем предполагалось ранее.

Университетские исследования являются ключевым компонентом американской экономики, принося огромную выгоду обществу и положительно влияя на занятость, бизнес и производство в национальном масштабе. Новое исследование, проведенное группой ученых из Мичиганского университета, Чикагского университета и Университета Огайо, выявило непосредственную экономическую ценность научных исследований. Данные были предоставлены проектом STAR METRICS, который является совместным проектом федеральных научных агентств и исследовательских институтов с целью анализа результатов инвестирования в общественные сектора экономики.

Получив доступ к новым массивам данных, позволяющим оценить краткосрочный экономический эффект от финансирования научной деятельности, исследователи впервые смогли рассчитать число людей, занятых в сфере науки, а также отследить производственную цепочку научной деятельности — от получения федерального гранта и до внедрения разработок.

Оказалось, что лишь 20% ученых, поддерживаемых федеральным финансированием, являются сотрудниками какого-либо факультета, в то время как подавляющее большинство исследователей не прикреплены ни к одному из них.

Исследование, опубликованное журналом Science, впервые предоставляет подробную информацию о краткосрочном экономическом влиянии федеральной программы финансирования науки.

Ученые также пришли к выводу, что федеральное финансирование оказывает большее влияние, чем предполагалось ранее.

При анализе новых данных обнаружилось, что полученные из федерального бюджета средства университеты тратят в пределах США, сотрудничая с компаниями малого и крупного бизнеса. Около 70% бюджетных денег уходит на финансирование проектов в других штатах.

В рамках исследования ученые использовали данные STAR METRICS, полученные при анализе девяти университетов (Мичиганский университет, Университет Винконсина-Мэдисона, Университет Миннесоты, Университет Огайо, Северо-западный университет, Университет Пурду, Мичиганский государственный университет, Университет Чикаго и Индианский Университет). Все университеты являются членами консорциума Комитета национального взаимодействия.

По данным исследования, университеты получили около $7 млрд для финансирования исследований и разработок, в то время как около 56% инвестиций пришлось на средства федерального правительства.

Выяснилось, что на долю ученых, работающих на факультетах, приходится меньше 20% пользующихся поддержкой со стороны государства. Около одной трети работников – это недавние выпускники университетов или студенты. Наконец, один из трех работников входит в число научно-исследовательского персонала, а около 10% имеют докторскую степень.

В ходе исследований ученые также попытались выяснить, как университеты тратят федеральные средства. По расчетам, в 2012 году около $1 млрд было потрачено в сотрудничестве с американскими вендорами и субподрядчиками. Кроме того, 15% средств было израсходовано вендорами в США, а еще 15% ушло на финансирование проектов за пределами страны.

Университеты приобретали товары и услуги у большого количества подрядчиков из разных отраслей экономики, начиная с труб для телескопов и микроскопов и заканчивая приборами для исследований ДНК.

Большая часть покупок приходилась на крупные американские компании. Однако, изучив вебстраницы десятков тысяч вендоров, ученые пришли в замешательство от огромного количества небольших, специализированных и высокотехнологичных компаний, с которыми сотрудничали университеты.

Отмечая огромное значение исследований, которые были проделаны университетами, соавтор Рой Весс заметил, что «исследовательские университеты нацелены на открытия новых областей знаний. Это исследование сообщает о первом совместном научном проекте группы университетов, главной целью которого является изучение влияния государственной программы финансирования науки».

«Главная цель финансирования науки — это не создание рабочих мест и не стимулирование исследований, а то, что оно приносит огромные краткосрочные преимущества всему обществу», — заявил Брюса Вейнберг, соавтор исследования и профессор экономики в Университете Огайо.

«Это исследование говорит о том, что наука не является магией. Для научных исследований необходимы люди и средства, и последующий экономический эффект появляется незамедлительно. Политики должны понимать, как применить на практике научные теории, и новое исследование предоставляет данную информацию в доступной и современной форме», — суммирует Джулия Лейн, главный экономист Американского института исследований и ведущий исследователь проекта.