Гомосексуализм на молекулярном уровне

Ученые определили эволюционный механизм появления гомосексуализма у людей

Молекулы, ответственные за появление гомосексуального поведения, обнаружены американскими учеными. Речь идет о так называемых эпигенетических маркерах — регуляторах генной экспрессии.

С эволюционной точки зрения гомосексуализм является признаком, который не способен сохраняться и развиваться в ходе естественного отбора. Тем не менее, гомосексуализм встречается среди мужчин и женщин абсолютно всех культур, и даже среди животных.

Уже давно в научной среде ведутся споры, считать ли гомосексуализм вариантом нормы, или же выделить как патологию.

Нужно отметить, что в Международной классификации болезней Всемирной Организации Здравоохранения до ее 9 редакции (МКБ-9) включительно гомосексуальность характеризовалась как заболевание, относящееся к психосексуальным расстройствам. Лечили от этого состояния в нашей стране адренокортикотропным гормоном гипофиза в сочетании с кортизолом, либо половыми гормонами одноименного пола, что особого эффекта не давало.

За рубежом пошли дальше и использовали электрошоковую терапию, а то и вовсе, коразоловые шоки, методы, призванные купировать острые приступы шизофрении. Эти методы редко помогали, за исключением тех случаев, когда человека все-таки удавалось превратить в овощ.

В 1990 году гомосексуальность была исключена из списка заболеваний.

Интересно то, что это было одно из немногих решений, принятых в науке путем голосования на сессии ВОЗ. В наше время, в МКБ-10 существует диагноз «эгодистоническая гомосексуальность», то есть, гомосексуал считается больным лишь в том случае, когда он сам себя считает больным.

Предыдущие исследования показали, что в нашем организме нет какого-то универсального гена, который нёс бы ответственность за однополое влечение.

В исследовании, опубликованном в журнале The Quarterly Review of Biology, специалисты по внутригеномным конфликтам из американского Национального института математического и биологического синтеза (NIMBioS) совместили эволюционную теорию и последние достижения в области молекулярной регуляции экспрессии генов и андроген-зависимого полового развития.

Эпигенетические марки (или эпи-марки) — это молекулы, представляющие собой дополнительный слой информации, прилагаемый к генам.

Если гены представляют собой инструкции, то эпи-марки указывают, как этим инструкциям выполняться: когда, где и насколько выраженной будет экспрессия гена.

Эпи-марки, как правило, производятся заново в каждом поколении, однако последние данные указывают на то, что они могут передаваться из поколения в поколение, тем самым способствуя сходству родственников, напоминающему эффект общих генов.

Специфичные для пола эпи-марки вырабатываются в раннем эмбриональном периоде и защищают организм от значительных естественных вариаций выработки тестостерона, происходящих на более поздних этапах развития плода. Так, эпи-марки предотвращают маскулинизацию у девочек, вызываемую чрезмерной выработкой тестостерона, и имеют обратный эффект у мальчиков. Различные эпи-марки влияют на разные половые признаки, так, некоторые отвечают за развитие гениталий, другие — за половую идентификацию, а третьи — за выбор полового партнера.

Тем не менее, поскольку эпи-марки могут передаваться от отцов к дочерям, а от матерей — к сыновьям, они могут вызвать обратный эффект, когда мальчики приобретают женские черты, а девочки — мужские.

Математическое моделирование, проведенное в исследовании, показывает, что гены, кодирующие эпи-марки и ответственные за гомосексуализм, легко распространяются в популяции, так как они всегда увеличивают приспособленность родителей, но достаточно редко снижают приспособленность детей. И именно по этому, согласно эволюционной теории Дарвина, данный признак устойчив и будет сохранен в популяции.

Будет ли, со временем, количество гомосексуалистов расти (в относительных величинах) или же нет, сейчас сказать трудно.

С одной стороны, так как ген, кодирующий эпи-марки гомосексуализма, увеличивает приспособленность, следует ожидать увеличения числа таких генотипов в популяции. Однако против этого может сыграть, как ни странно, всемирная тенденция к либерализации и разрешению однополых браков. Раньше гомосексуалистам приходилось жить в разнополых семьях, а значит и иметь детей, у которых был повышенный шанс получить гомосексуализм «по наследству», ведь и у отца, и у матери в таких семьях эпи-марки, ответственные за выбор полового партнера были женскими. Живя в однополых семьях, люди зачастую берут детей из детдомов, что существенно снижает риск передачи «неправильных» эпи-марок в следующее поколение.

«Передача антагонистических половых эпи-марок является наиболее правдоподобным эволюционным механизмом появления человеческого гомосексуализма», — подытожил один из авторов исследования Сергей Гаврилец, заместитель директора NIMBioS по научной работе, профессор Университета штата Теннеси, Ноксвилл.