Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«От астрономии мне не удалось излечиться»

Умер Ефрем Левитан — один из самых известных отечественных популяризаторов астрономии



Ефрем Левитан был одним из самых известных отечественных популяризаторов астрономии

Ефрем Левитан был одним из самых известных отечественных популяризаторов астрономии

Н.Н.Гомулина
Умер Ефрем Левитан — один из самых известных отечественных популяризаторов астрономии, член ученого совета Московского планетария, автор множества книг для детей, в том числе и учебника, которые пробудили интерес к науке у многих отечественных школьников.

Ефрем Павлович Левитан родился 12 июля 1934 года в Днепропетровске. Его родители работали в авиационной промышленности, поэтому во время войны семья находилась в эвакуации в Саратове. Когда ситуация на фронтах изменилась, родителей перевели в подмосковный город Жуковский, где Ефрем Павлович окончил среднюю школу № 1. Еще будучи учеником, в этой школе Левитан создал астрономический кружок, которым руководил на протяжении многих лет после окончания школы. Этот кружок, работавший по четырехгодичной авторской программе, был высоко оценен в свое время членом-корреспондентом АН СССР Павлом Петровичем Паренаго и стал филиалом № 1 астрономического кружка при Московском планетарии.

Собственно, с этого момента на протяжении нескольких десятилетий деятельность Е. П. Левитана была связана с Московским планетарием, где он прошел путь от экскурсовода до одного из ведущих лекторов-методистов и члена ученого совета планетария.

В работу по реконструкции Московского планетария он включился в ее самом начале и в качестве члена ученого совета Московского планетария принимал участие в подготовке его открытия.

«В конце 1940-х годов я был старшеклассником, страстно увлекавшимся астрономией. От этой страсти мне не удалось излечиться до сих пор», — вспоминал Ефрем Левитан несколько лет назад.

В 1955 году Левитан с отличием окончил физико-математический факультет МГПИ им. Потемкина, затем прошел действительную службу в рядах Советской Армии. Защитил кандидатскую диссертацию в МГПИ им. Ленина в 1966 г., докторскую (в виде научного доклада) в 1991 г. — в НИИ средств обучения и учебной книги АПН СССР. С 1954-го по 2006 год Ефрем Левитан с перерывами работал в школах учителем физики и астрономии. По его книге «Методика преподавания астрономии в средней школе» более 25 лет обучались студенты ведущих педагогических институтов нашей страны и работали учителя.

Работу с детьми Левитан считал одним из самых важных направлений своей деятельности.

Помимо чтения научно-популярных лекций он вел передачу на радио, вел раздел «Астрономия для малышей» в журнале «Наука и жизнь», а также выпускал книжки по астрономии для детей: «Малышам о звездах и планетах», трилогия по занимательной астрономии («Алька в Солнечном королевстве», «Как Алька с друзьями планеты считал», «Странствия Альки и гномов по Млечному Пути»), «Астрономия от А до Я», «Космонавтика от А до Я» и недавно выпущенная издательством «Просвещение» книга «Путешествия по Вселенной» (2008).

«В 1995 году меня, ученицу шестого класса, подруга бабушки водила по знакомству на школьный склад, где хранились учебники, — рассказывает кандидат физико-математических наук Ольга Насонова, научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН, лауреат фонда «Династия». — Я набрала себе книг на следующий учебный год и заодно прихватила совсем новый учебник астрономии. У меня уже был один —Воронцова-Вельяминова, 60-х годов, и я читала книги по астрономии в библиотеке (а надо сказать, что с конца 80-х в нашу библиотеку не было поступлений научно-популярной литературы), так что я очень обрадовалась красивой книге 1994 года издания. Автором учебника был Ефрем Павлович Левитан.

Потом, классе в десятом, я услышала Левитана по радио. Папа включил приёмник, когда передача уже подходила к концу; но я успела записать адрес редакции журнала «Земля и Вселенная» и вскоре написала Ефрему Павловичу.

Среди прочего спрашивала, где можно получить профессию астронома. Ответное письмо до сих пор у меня хранится. Ефрем Павлович перечислил университеты, готовящие астрономов, и ещё написал, что показал моё письмо московским школьникам и попросил их сориентировать меня в астрономическом образовании. И действительно, вскоре я получила письмо от одного из школьников, который тогда учился в 11-м классе, на год старше меня, и собирался поступать на астрономическое отделение физфака МГУ».

С 1964 года и до смерти основным местом работы Ефрема Левитана было издательство «Наука» РАН, и работу там он постоянно совмещал с научно-педагогической и писательской деятельностью. Так, вышедшая в свет в 2007 г. монография Левитана «Вселенная школьника XXI века» содержит концепцию формирования и развития астрономических понятий у детей от дошкольного возраста до выпускного класса общеобразовательной школы.

Вообще Левитан придерживался мнения, что неправильно астрономию преподавать в школе в выпускном классе и про Вселенную и ее устройство нужно рассказывать начиная с младших классов, чтобы у детей формировалось правильное понимание устройство картины мира.

Вот только еще при жизни Левитана астрономия была исключена из списка обязательных школьных предметов.

Еще одно детище Левитана — это журнал «Земля и Вселенная». «В начале 1960-х годов я работал ученым секретарем ВАГО при Академии наук СССР. Среди задач, которые решало ВАГО, была и популяризация астрономии и наук о Земле. Для решения этой задачи необходимо было создать соответствующий научно-популярный журнал. Им и стал журнал «Земля и Вселенная», который является научно-популярным журналом президиума Российской академии наук», — вспоминал Левитан.

В лучшие годы тираж этого издания, которое вполне можно было считать образцом отечественной научно-популярной литературы, достигал сотни тысяч экземпляров.

Увы, начиная с 90-х годов журнал начал переживать не лучшие времена, и его нынешний тираж в сотни раз меньше того, что был десятилетия назад.

«Во время наших встреч Ефрем Павлович несколько раз говорил, что в своё время перед ним был выбор, — вспоминает Ольга Насонова. — Первый — стать учёным и всю жизнь заниматься наукой в своё удовольствие, быть на её фронте, может быть, что-то открыть самому. Второй — стать популяризатором науки, в стороне от открытий, но зато иметь возможность донести эти открытия до тысяч людей и привлечь кого-то из этих тысяч в науку. Ефрем Павлович считал второй вариант благородным выбором, а первый — эгоистическим».