Подпишитесь на оповещения
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Благотворны только сверхнизкие концентрации этанола»

Малые дозы алкоголя вдвое продлевают жизнь круглых червей

София Нескучная 23.01.2012, 10:46
Нематода Caenorhabditis elegans — первый многоклеточный организм, геном которого был... wikimedia.org
Нематода Caenorhabditis elegans — первый многоклеточный организм, геном которого был секвенирован

Малые дозы этанола, то есть обычного спирта из алкогольных напитков, способны вдвое увеличить срок жизни крошечных червей-нематод вида Caenorhabditis elegans. Хотя эти черви — обычная модель для изучения старения, в данном случае эффект явно не получится перенести на человека.

Как известно, исследования, полезные с точки зрения медицины, первоначально проводятся не на человеке, а на мышах или плодовых мушках. На мышах изучают и действие лекарств: генетики научились «генетически модифицировать» их, нокаутируя (то есть выключая) нужные для четкого моделирования болезни гены. Однако результаты, полученные на мышах (и даже на более сложных и «близких» к нам крысах), не всегда подтверждаются в испытаниях на человеке.

«Мыши не маленькие люди», — говорят фармакологи,

имея в виду, что эксперименты на зверьках дают лишь приблизительный результат и требуют дальнейшего уточнения для применения на людях.

Еще одна популярная модель — круглый червь Caenorhabditis elegans, используемый для моделирования старения. Этот червь в 1998 году стал первым многоклеточным организмом, чей геном был полностью секвенирован.

И теперь ученые выяснили, что небольшие количества этилового спирта продлевает жизнь крошечной нематоде аж вдвое!

«Это открытие просто сбило нас с ног: оно совершенно неожиданное», — пояснил Стивен Кларк, профессор химии и биохимии и первый автор работы, опубликованной в журнале PLoS ONE, слова которого приводит пресс-служба Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе.

Людям алкоголь скорее вреден, чем полезен, причем в любых количествах. Нематоды при введении больших доз алкоголя также страдают нервными нарушениями и умирают. Кларк и его коллеги, занимающиеся исследованием биохимии старения, испытывали на нематодах очень низкие дозы алкоголя.

Caenorhabditis elegans — круглые черви, которые живут в почве, где питаются бактериями. Они «взрослеют» буквально за несколько дней, срок их жизни около 15 дней, а при отсутствии какого-либо питания и вовсе 10–12 дней. В своем исследовании биохимики сосредоточились на первых часах жизни червей, когда те еще находятся в стадии личинки.

Изучение нескольких тысяч личинок показало, что

употребление алкоголя впоследствии позволяет червям прожить 20–40 дней вместо обычных 15.

Изначально в лаборатории Кларка исследовали, как на червей влияет холестерин. Это вещество критически важно для человеческого организма: оно определяет свойства клеточных мембран, участвует в синтезе половых гормонов и витаминов, однако из-за нерастворимости в воде оно крайне опасно в потоке крови. Червей подкармливали холестерином, и они жили дольше — из-за холестерина, заключили ученые. Однако, как сказано выше, холестерин не растворяется в воде, поэтому его давали в виде раствора в водно-спиртовой смеси.

В итоге оказалось, что за продление жизни ответственен спирт, а не холестерин.

«Этанол в очень низких концентрациях помогает червям жить дольше. Мы разводили его в отношении 1:1000, а также 1:20 000, и эффект сохранялся, — отметил Кларк. —

Эта концентрация эквивалентна столовой ложке спирта в полной ванне воды».

Причины обнаруженного эффекта пока неясны.

«Возможно, объяснение окажется тривиальным, но я думаю, это не тот случай. Мы знаем, что, если увеличить дозу этанола хоть немного, эффект продления жизни исчезнет. Благотворны только сверхнизкие концентрации», — отметил Кларк.

Конечно, существует соблазн связать обнаруженный эффект с положительным влиянием умеренного потребления алкоголя людьми, например с улучшением сердечнососудистой деятельности. Ученые пока не дают ответа на этот вопрос. Однако, пользуясь всесторонней изученностью жизнедеятельности червей и их генетики, ученые надеются объяснить наблюдаемый эффект и извлечь из него определенную пользу. Около половины генов нематоды имеют аналоги в геноме человека. Поэтому, если удастся найти ген, который отвечает за воздействие малых доз алкоголя на длительность жизни, есть шанс, что с помощью его аналога можно будет добиться хороших результатов и у человека.