Поиск внеземных цивилизаций под фонарём

Астрономы предложили искать инопланетян по искусственной засветке мегаполисов

Американские астрофизики предложили новый метод поиска внеземных цивилизаций — по обнаружению искусственной подсветки инопланетных мегаполисов. Спектральный состав искусственного света будет отличаться от состава естественного света звезды, отражённого планетой.

Идею о том, что человечество является не единственной разумной цивилизацией во Вселенной, высказывал ещё Джордано Бруно. В XX веке к мечтам о контакте с братьями по разуму добавилась ещё и соответствующие технические возможности. Наши приёмные (телескопы) и передающие (радиотелескопы) устройства, при помощи которых можно попробовать общаться с внеземными цивилизациями (ВЦ), стали намного совершеннее и мощнее.

Более того,

наше понимание устройства Вселенной стало настолько глубоким, что мы можем даже указать на небе предпочтительное направление поисков.

На рубеже 50–60 годов прошлого века возникло целое междисциплинарное направление в науке, посвящённое поиску внеземных цивилизаций (SETI, Search for the Extraterrestrial Intelegence). <6>За прошедшие годы в этой области высказано уже немало идей о методах и направлении поиска, многие из них были реализованы, а к некоторым звёздам даже посылались зашифрованные радиосообщения.

И пока мысль не думает останавливаться. Буквально на днях в в архиве электронных препринтов библиотеки Корнельского университета была выложена публикация двух известных американских астрофизиков — Абрахама Лёба из Гарварда и Эдвина Тёрнера из Принстона, в которой они описывают ещё один возможный способ поиска.

Американцы предлагают регистрировать искусственное освещение инопланетных мегаполисов, которое, по причине иного спектрального состава, достаточно легко можно отделить от отраженного планетой естественного света центральной звезды.

Действительно, если посмотреть из космоса на ночную сторону нашей планеты, на ней видно целое созвездие городов. Их яркость по космическим меркам, конечно, очень невелика. Но, как отмечают Лёб и Тёрнер,

современные телескопы (как уже работающие, так и те, которые только планируется ввести в строй в ближайшее десятилетие) способны зарегистрировать «инопланетный Токио», если он будет построен на какой-нибудь малой планете из пояса Койпера

– аналоге пояса астероидов за орбитой Нептуна. То есть совсем рядом, на границе нашей солнечной системы.<5>

Собственно говоря, статья учёных, которая принята к публикации в журнале Astrobiology, в большей степени посвящена обнаружению искусственной засветки на объектах пояса Койпера, хотя большинство таких объектов представляют собой огромные, непригодные для жизни глыбы льда разного типа. Кроме того, выделять такие объекты предлагается по тому, что их наблюдаемая яркость будет медленнее спадать с расстоянием от Солнца, чем яркость тел, светящих только отраженным светом. Чтобы выделить такую зависимость, нужно зарегистрировать несколько подобных объектов.

Наконец, наблюдая за объектами в поясе Койпера с Земли, мы по большей части видим их дневную, подсвеченную Солнцем сторону. Вопрос о том, зачем инопланетяне будут днём включать яркое уличное освещение, авторы не рассматривают.

Но в целом авторов можно понять. Как отмечается в той же заметке,

обнаружение доступными средствами искусственного свечения ночной стороны планет у других звёзд требует от инопланетян организации уж очень сильной засветки,

превосходящей имеющуюся сегодня на Земле в сотни тысяч раз. (Для этого, надо полагать, вся внеземная цивилизация должна будет заниматься исключительно рекламным бизнесом). Поэтому для таких планет предложенный метод просто не работает. То есть получается, что «кошелёк, конечно, потерялся за углом, но под фонарём его искать светлее».

Однако даже если кто-то и откликнется на идею Лёба и Тёрнера, то это будут профессиональные астрономы: ведь для наблюдения объектов на периферии нашей планетной системы требуются уже довольно большие телескопы.

Тем не менее сегодня даже далёкие от науки люди могут внести реальный вклад в программу поиска внеземных цивилизаций. Уже более десяти лет продолжает свою работу проект SETI@home. В ходе этого проекта любой желающий может обрабатывать наблюдения, регулярно поступающие с телескопа Аресибо в Южной Америке, с целью поиска в них возможного искусственного сигнала внеземного происхождения.