Мал да здоров

Люди-карлики не болеют раком и диабетом

В небольшой популяции карликов, живущих на склонах Анд, понятия «рак» и «диабет» попросту отсутствуют, выяснили ученые. Это значит, что выдвинутые из наблюдения животных гипотезы, что голодание и подавление работы гормона роста может избавить от «болезней старения», впервые подтвердились в отношении людей.

Если из ныне живущих людей кто и может претендовать на гордое имя властителей гор, то это небольшая популяция карликов, проживающая на склонах Анд. При этом сравнение основано не только на росте: как и персонажи германского эпоса, в своих руках, а точнее крови, они удерживают тайну долгожительства. Впрочем, чтобы раскрыть её, авторам публикации в Science Translational Medicine не потребовалось отправляться в путешествие по подземельям.

Вальтер Лонго из Университета Южной Калифорнии и его коллеги 22 года наблюдали за жизнью удаленной популяции в Эквадоре.

За всё время никто из 100 карликов не заболел ни раком, ни диабетом.

И это притом, что из 1600 их соседей у 5% развился диабет, а ещё у 17% — те или иные формы злокачественных опухолей. И все «благодаря» нормальной работе гормона роста.

Эти особенности касаются вовсе не всех карликов. Подопечные Лонго страдают от синдрома Ларона — редкого наследственного заболевания, описанного ещё в середине века у арабов и евреев. Особенность этого наследственного заболевания — дефект рецептора к гормону роста на всех клетках организма. Результат — плоский нос, тучность тела, недоразвитие нижней челюсти, маленький пенис и небольшой рост. Что же касается внутренних органов, то они функционируют вполне нормально, а если судить по данным Лонго, даже лучше, чем у полностью здоровых людей.<2>

Причина в нарушении у больных синдромом Ларона другого сигнального пути — инсулинподобного фактора роста.

Именно его повышенная концентрация ведёт к «болезням старения» — раку, диабету, нарушениям кровообращения.

Снизить её можно генетически — тогда можно добиться продления жизни процентов так на 40, что уже было показано на мышах. Есть и другие методы: аналогичным эффектом обладает умеренное голодание или прием ресвератрола. А для противников аскетизма уже есть и лекарственные препараты, которые используются в лечении акромегалии, опухолей и хронических воспалительных заболеваний.

Конечно, без побочных эффектов и здесь не обойтись, но, когда речь идет о долголетии (причем долголетии активном, без болезней и слабости), мы готовы пойти на жертвы.

Особенно на жертвы человеческие: как показали ученые, сыворотка крови эквадорских карликов обладает «целительным» действием даже на чужие клетки.

Во-первых, она защищает ДНК от повреждения, а ведь именно дефекты генома, образующиеся при делении клеток — основная причина старения организма. Во-вторых, если генетический материал клетки уже необратимо нарушен, то «сыворотка жизни» запускает программу самоуничтожения, которой так не хватает в опухолях.<4>

Эти феномены оказались опять же связаны с сигнальными каскадами гормона роста, инсулина и инсулиноподобного фактора роста.

Впрочем, как и водится в природе, эта уникальная особенность оказалась скомпенсирована — средняя продолжительность жизни у карликов в итоге не отличалась от популяции в целом.

За свободу от рака и диабета им приходится расплачиваться повышенной частотой несчастных случаев и гибелью от вредных привычек, в первую очередь от алкоголизма.