«Педаль» застряла в сосудах

Ученые стали контролировать рост кровеносных сосудов

Разработан метод, который замедляет или ускоряет рост кровеносных сосудов — процесс, который у больных организмов зачастую проходит бесконтрольно и сопровождает многие болезни, в особенности рак.

В здоровом живом организме ангиогенез — процесс образования новых кровеносных сосудов в органах или тканях — происходит с умеренной интенсивностью. В больном же организме этот процесс зачастую происходит быстро и с трудом поддается прогнозированию, объяснению и лечению. Бесконтрольный ангиогенез сопровождает целый ряд заболеваний, в особенности рак. Рост новых кровеносных сосудов позволяет раковой опухоли расширяться и распространяться на другие органы и части тела. Бесконтрольный рост кровеносных сосудов может привести к появлению у человека сосудистых мальформаций (патологическая связь между венами и артериями) и гемангиом (опухолей из кровеносных сосудов).

Эти патологии являются чрезвычайно опасными для здоровья человека.

По данным американского Национального института рака, в мире насчитывается около 500 млн человек с заболеваниями, связанными с бесконтрольным ангиогенезом.

Исследователи из Школы медицины Университета штата Калифорния (США, Сан-Диего) обнаружили способ, которым можно регулировать процесс роста кровеносных сосудов. Результаты работы опубликованы в статье в журнале Nature Medicine.

Ученые выяснили, что за управление процессом роста кровеносных сосудов отвечает молекула микро-РНК под названием miR-132. Эта молекула воздействует на внутреннюю оболочку уже существующих сосудов и этим начинает процесс роста сосудов в молодом организме или в момент восстановления поврежденных тканей.

«В сосудах опухоли или гемангиомы данная молекула микро-РНК находится в изобилии и поддерживает обширный рост сосудов. Этот эффект аналогичен бесконтрольному ускорению автомобиля, когда педаль газа прилипает к полу и при этом не работают тормоза», — заявил ведущий автор работы Дэвид Череш.

Чтобы «отжать педаль от пола», Череш и его коллеги создали из наночастиц специальную молекулу, которая связывается с микро-РНК miR-132 и блокирует ее действие на кровеносные сосуды.

«Данная терапия, направленная на подавление эффекта микро-РНК, восстанавливает «педаль тормоза» и останавливает бесконтрольный рост кровеносных сосудов», — говорит Череш. <3>Ученый и его коллеги успешно проверили работоспособность этой молекулы анти-микро-РНК в опытах с больными лабораторными мышами, имевшими раковые опухоли, а также заболевания сетчатки глаза, которые вызваны бесконтрольным ростом кровеносных сосудов.

В качестве транспортирующего средства этой молекулы к очагам заболевания использовались специально разработанные Черешом и его коллегами наночастицы.

С их помощью удалось добиться максимального эффекта действия анти-микро-РНК и снизить до минимума побочные эффекты.

Как утверждают ученые, данная технология в ближайшее время может быть использована не только для лечения бесконтрольного ангиогенеза у человека, но и для восстановления кровеносных сосудов, пострадавших от инсульта, сердечного приступа или диабета.