Лечится нано

Управляемые магнитным полем наночастицы, содержащие в себе лекарство, предотвращают закупорку кровеносных сосудов. Соответствующие успешные эксперименты могут стать основой для новой технологии лечения больных с сосудистыми заболеваниями.

В медицине существует термин «стент», которым обозначается каркас из растягиваемой проволоки или пористая трубочка, которые вводят в какой-либо проток (например, в артерию, желчные протоки и др.) с целью предотвращения сужения его диаметра и улучшения тока жидкости через него. Стент, поверхность которого к тому же может содержать лекарственный препарат, вводится в пораженный сосуд и, расширяясь, вжимается в стенки сосуда, увеличивая его просвет, что позволяет наладить кровоснабжение сердца.<3>

Теперь этот метод может получить существенное эффективное дополнение.

Используя наполненные лекарством железосодержащие наночастицы и управляя ими с помощью однородного магнитного поля, ученые и инженеры смогли провести ряд успешных экспериментов по снабжению сосудов лекарственными препаратами, что позволяет добиться гораздо более эффективных результатов лечения, чем при обычном стентировании. Эксперименты были проведены на клеточных структурах, выращенных вне организма, и на лабораторных крысах. Результаты работы опубликованы в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Science.

Как отмечается в пресс-релизе данной статьи, успешные эксперименты могут заложить основу для нового медицинского метода лечения под названием васкулярное (сосудистое) магнитное воздействие. <2>«Это может стать основной технологической платформой в решении вопроса доставки лекарственных препаратов в больные или поврежденные области кровеносных сосудов», — предполагает руководитель исследования Роберт Леви, работающий на кафедре детской кардиологии в Детском госпитале Филадельфии.

Недостаток обычного стентирования заключается в том, что стенты покрыты специальными лекарственными препаратами, которые только один раз могут попасть в поврежденные области сосудов.

Использование магнитного поля и наночастиц позволяет сделать не один ввод лекарства в сосуды.

Леви и его коллеги создали наночастицы размером порядка 290 нанометров (что в 10–100 раз меньше красных кровяных телец), изготовленные из биоразлагающихся полимеров (что позволяет им распасться в организме без всяких последствий) и содержащие в себе частицы магнетита (оксида железа). За счет последнего на перемещение этих наночастиц можно влиять магнитным полем.

Так, ученые через катетер ввели в стентированную сонную артерию крыс содержащие в себе лекарственный препарат наночастицы. Затем часть крыс были подвергнуты направленному воздействию магнитного поля, которое по величине сопоставимо с магнитно-резонансной томографией. <1>У этих особей была отмечена более эффективная «доставка» лекарства в сосуды по сравнению с представителями контрольной группы, которые не находились под воздействием магнитного поля.

В настоящее время стентирование используется в основном для лечения заболеваний сердца. Есть ряд других болезней, в которых эта процедура применяется, но не дает большого эффекта. Например, у ряда больных диабетом проводится стентирование периферийных артерий, которые по размерам превосходят коронарные, из-за чего лекарства на поверхности стентов оказывается недостаточно.

Кроме того, стентированием исправляется ряд врожденных пороков сердца.

Используя методику Леви и его коллег, недостатки обычного стентирования, в частности, малое количество лекарства, получаемого сосудами при обычном стентировании, можно компенсировать.