Тутанхамон сдал анализ

Ученые сделали ДНК-анализ мумии Тутанхамона

Открыта тайна происхождения Тутанхамона. Это утверждают египетские ученые на основе анализа ДНК мумии легендарного египетского фараона. Результаты исследования будут обнародованы на этой неделе.

Один из самых известных фараонов Древнего Египта — Тутанхамон, который правил на протяжении девяти лет в XII веке до нашей эры. Тутанхамон взошел на престол в возрасте 10-ти лет, поэтому самостоятельным правителем он, по сути, и не успел стать — за него правил своего рода регентский совет в лице царедворца Эйе и полководца Хоремхеба.

Этот фараон так знаменит в наше время потому, что его гробница в «Долине царей» возле Фив практически в целости и сохранности дожила до наших дней. В начале XX века она была обнаружена английскими археологами. Огромный интерес для ученых представляет золотой саркофаг, содержащий в себе более ста килограммов этого драгоценного металла, а также множество погребальных принадлежностей, разной утвари и предметов искусства того времени.

Эта находка моментально сделала Тутанхамона одним из самых популярных египетских фараонов в современности.

Все эти предметы дошли до наших времен в целости и сохранности, ученые получили прекрасный материал для того, чтобы составить представление о, например, роскоши древнеегипетского двора и об образе жизни древних фараонов. Правда, загадкой оставались некоторые обстоятельства жизни Тутанхамона. Например, кто были его родители, ведь предположительно его матерью была знаменитая Нефертити, а кандидатами на роль отца являются Эхнатон, Аменхотеп Третий и Сменхкар. В гробнице рядом с мумией Тутанхамона были найдены две мумии младенцев, и ученых интересует вопрос, являются ли они его детьми. Кроме того, большую загадку представляет причина смерти фараона, который скончался на 20-м году жизни. Наиболее распространенной является версия, что он скончался от гангрены, развившейся в результате травмы ноги, полученной во время охоты.

Находки из гробницы Тутанхамона хранятся в Каирском музее и представляют едва ли не основную часть его экспозиции.

Деятели науки не раз и не два обращались к гробнице Тутанхамона как к источнику ценных данных об укладе древних времен. Но исследование, подобное тому, что сейчас провели египетские ученые, ранее еще не проводилось. Они во главе с генеральным секретарем Высшего совета по древностям арабской республики Египет Захи Хавассом провели ДНК-анализ останков мумии Тутанхамона и получили «интересные результаты». Работа была начата летом 2009 года, она проводилась исключительно силами египетских ученых.

Пока их успехи держатся в секрете.

Результаты экспертизы должны быть обнародованы в среду. Кроме того, ее результаты будут опубликованы в престижном научном издании – «Журнале Американской медицинской ассоциации» (JAMA — Journal of the American Medical Association).

«Мы не знаем, как умер Тутанхамон, но наш анализ ДНК позволил сделать нам ряд очень важных открытий», — приводит слова Захи Хавасса The Independent.

Для определения происхождения Тутанхамона от его мумии взяли образец для анализа ДНК. Такая же процедура была проделана и с другими мумиями из 18-ти династий. Говоря о том, что такой анализ может привести к успеху, ряд экспертов ссылается на недавнюю работу в Nature. В ней рассказывается о том, как ДНК-анализ пряди волос человека, жившего 4000 лет назад, помог установить, что предками нынешнего коренного населения Гренландии являлись чукчи, коряки и нганасаны.

Впрочем, другие эксперты полагают, что, несмотря на анонс результатов исследования, ДНК-анализ мумии Тутанхамона вряд ли позволит точно определить родословную фараона.

«Газета.Ru» будет следить за успехами египетских ученых.