Пенсионный советник

«Лак — это слишком просто»

Химики установили состав лака скрипок Страдивари

Николай Подорванюк 04.12.2009, 17:11
bbc.co.uk

Подробный химический анализ подтвердил: лак, которым покрыты скрипки Страдивари, не влияет на формирование необычайно красивого звука, которым славятся эти инструменты.

Уже почти три века прошли с момента смерти выдающегося итальянца Антонио Страдивари, но до сих пор никто не может создать скрипку, схожую по звучанию с инструментами великого мастера. Секрет Страдивари, который производил скрипки выдающейся красоты и одновременно обладающие невероятно красивым звучанием, схожим с нежным женским голосом, по-прежнему представляет собой тайну. Не удалось ее открыть и многочисленным ученым, которые провели не одно исследование скрипок мастера.

Одной из распространенных версий того, почему инструменты выдающегося итальянца доставляют такое наслаждение человеческому слуху, является версия, что все дело в некоем «волшебном лаке», которым Страдивари покрывал свои скрипки. Так, в 2006 году американские ученые объявили, что в результате их 30-летнего исследования им удалось получить свидетельства, что «древесина, использовавшаяся великими мастерами, подвергалась агрессивной химической обработке». «Ключевым фактором в процессе получения уникального звучания стало использование окислителей. Скорее всего, мастера и не подозревали о таком эффекте химической обработки: они применяли её, чтобы уберечь свои творения от древоточцев.

А операция, которая позволила оградить музыкальные инструменты от атак паразитов, привела к бесподобному звучанию», — говорилось в статье.

В другом исследовании, результаты которого были опубликованы в прошлом году, ученые из США и Нидерландов с помощью компьютерной томографии и программы, которую ранее использовали для изучения плотности легких у пациентов, страдающих эмфиземой, исследовали плотность древесины старинных и современных скрипок. Томография показала уникальную однородность древесины, из которой сделана верхняя дека инструмента, вдвое превосходящую этот параметр для лучших изделий современных скрипичных мастеров. В какой-то мере этот результат подтвердил выводы работы Генри Гриссино-Майер из университета Тенесси (США), который использовал в своих исследованиях дендрологический анализ. Изучая спилы деревьев, он установил, что ели, которые росли в Европе в 1625–1720 годах, характеризуются очень узкими годовыми кольцами, что было связано с кратковременным периодом похолодания. Эту плотную однородную еловую древесину использовал Страдивари для своих скрипок, и именно в ней, как считает ученый, кроется секрет выразительного звучания.

Но и эти работы показались многим недостаточно убедительными для того, чтобы прекращать исследования скрипок Страдивари.

На этот раз группа французских и немецких ученых под руководством Жана-Филиппа Эшара попыталась установить точный химический состав лака, которым покрыты инструменты выдающегося мастера. Результаты работы опубликованы в престижном химическом журнале Angewandte Chemie International Edition.

Ученые разными методами химического анализа исследовали четыре скрипки и виоль д'амур (имеет шесть или семь струн, в отличие от классической скрипки, у которой четыре струны — примечание «Газеты.Ru») из музея коллекции Страдивари. Процедура показала, что, как заявил Жан-Филипп Эшар The New York Times, «рецепт лака очень прост». Сначала дерево обрабатывалось льняной или ореховой олифой, что позволяло сохранить герметичность. Затем на слой масла накладывалась смола сосны, пихты или лиственницы, которая содержала в себе пигменты красного цвета. Эта смола мало отличалась от той, которую использовали другие мастера в городе Кремона, где жил и работал великий мастер.

То есть главный вывод исследования состоит в том, что лак совершенно не влияет на звук скрипки Страдивари.

«Я совершенно не удивлен результатами этой работы. Было бы слишком просто, если бы секрет крылся в лаке», — считает Дуглас Кокс, один из современных мастеров, производящих скрипки.

«Все компоненты лакировки, которую использовал Страдивари, являются вполне обычными веществами. Может, секрет мастера заключался в его глазах и руках?» — задается вопросом Эшар. И добавляет полушутя: «Возможно, музыкант, когда видит красивый инструмент, просто не может играть на нем плохо?»