Рак боится антибиотика

В ближайшее время человечество может научиться лечить рак

В ближайшее время человечество может научиться лечить рак. Оказалось, что антибиотик салиномицин в 100 раз эффективнее убивает стволовые раковые клетки, чем ныне используемые препараты.

В пятницу стало известно, что ученые из Гарварда обнаружили препарат, который распознает и убивает раковые стволовые клетки, порождающие метастазы и рецидивы заболевания. Пока исследование лекарства на людях еще не начато, однако теперь перспективы по борьбе с раком выглядят весьма многообещающе. Соответствующая работа в пятницу опубликована в научном журнале Cell.

Изучение раковых стволовых клеток затруднено их малым количеством в опухолях, а также трудностями с их выделением и культивированием в лабораторных условиях. Авторам работы во главе с молекулярным биологом по имени Пиюш Гупта удалось обойти эту проблему, перепрограммировав нормальные клетки кожи в клетки с рядом свойств раковых стволовых клеток. Получившиеся клетки, как и обычные раковые, показали свою нечувствительность к химиотерапии, и ученые приступили к основному этапу своего исследования.<2>

Обычные и перепрограммированные клетки они подвергли действию шестнадцати тысяч разных препаратов.

32 препарата смогли убить перепрограммированные раковые стволовые клетки. Среди этих препаратов наибольшую эффективность показал салиномицин (C42H70O11) — полиэфирный антибиотик из группы ионофоров.

Авторы работы также провели исследования на мышах одной линии. Ряду особей были вживлены человеческие клетки рака груди.<3>

Мыши, которых лечили салиномицином, гораздо реже были подвержены метастазам, чем мыши, получавшие обычную антираковую терапию, в частности, на основе известного в борьбе с раком препарата паклитаксел.

Возможно, с введением в широкую практику лекарства на основе салиномицина, люди, перенесшие химиотерапию или хирургическое удаление опухоли, смогут надежно избавиться от возможных рецидивов. Но, прежде чем начинать лечить салиномицином людей, требуется провести дальнейшие эксперименты на животных. Кроме того, необходимо исследовать действие препарата на опухолевые клетки, взятые непосредственно у живых людей.<4>

А еще совершенно непонятно, как организм человека будет реагировать на салиномицин.

Но главным результатом своей работы авторы считают то, что им удалось опровергнуть мнение о непобедимости раковых стволовых клеток и что метод массовой проверки действия различных препаратов на опухоли дал положительный результат.

«У раковых клеток есть слабые места, — констатировал в интервью New Scientist ведущий автор публикации в Cell Пиюш Гупта. — И самое главное, что теперь мы знаем, как эти слабые места можно определить».