Шестой сигнал смерти

За гибель нейронов в ходе регенерации, а возможно, и при болезни Альцгеймера отвечает рецептор смерти 6

Из сотни выпускающих свои отростки к мышце нейронов выживают только единицы, попавшие в цель, остальные прекращают жизнь самоубийством по команде нервной системы, не нуждающейся в неточных управляющих сигналах. Как выяснилось, «сигнал смерти» универсален и для мышиных эмбрионов, и для пациентов, страдающих от болезни Альцгеймера: это белок-предшественник бета-амилоида, активирующий «рецептор смерти-6».

Старики и дети сильно отличаются от трудоспособного населения, особенно с точки зрения нервной системы, постепенно разрушающейся у первых и интенсивно развивающейся у вторых. Как выяснил Марк Тессье-Лавин из компании Genentech и его коллеги, эти, казалось бы, противоположные процессы имеют много общего:

в ходе и того и другого идёт интенсивная гибель нейронов, связанная с «рецептором смерти» DR6 и сигнальной молекулой «гибели» APP.

Собственно, сам факт того, что нейроны постоянно гибнут, для ученых открытием не стал, ведь это единственный эффективный способ отобрать «нужные» клетки для образования условных рефлексов, контроля за мышцами или передачи информации от органов чувств. В случае травмы конечностей или для обновления своей популяции нейроны под действием факторов роста выходят из спящего состояния и начинают «расти», выпуская отростки, но если через некоторое время они не достигают своей цели, будь то такая же нервная клетка или бицепс, то нейрон ждет неминуемая гибель.

Для эмбрионального развития это совершенно обыденная ситуация, касающаяся не только нейронов, но и всех других «ненужных» клеток, отправляемых организмом в апоптоз. Как ни странно, этот принцип постоянно срабатывает и во взрослом организме, что ещё раз подтверждает «избыточность» клеточного состава в нашей нервной системе и хороший запас ресурсов.

Гибель «лишних» осуществляется через «программируемое самоубийство» — апоптоз.

Его сигнальные молекулы и внутриклеточные каскады были хорошо изучены в попытке справиться с опухолями, клетки которых к этому самому апоптозу оказались не особо чувствительны. В нервной же системе детали «самоубийства» до сих пор были неизученными, ученым лишь оставалось констатировать гибель клеток при исчезновении из их микроокружения соответствующего фактора роста.

Авторы публикации в Nature смогли подобраться к пониманию фундаментального универсального процесса благодаря всего лишь одному частному случаю: массовой смерти нервных клеток в случае болезни Альцгеймера. Считается, что при этом заболевании многочисленные амилоидные бляшки, откладывающиеся в нервной ткани, нарушают питание нейронов, приводя к гибели последних.

Тессье-Лавин взглянул на эту «связь» с другой стороны и сумел доказать, что

белок-предшественник бета-амилоида (APP) выступает в роли сигнальной молекулы, активирующей «рецептор смерти-6» (Death receptor 6) и запускающей каскад внутриклеточных реакций, связанных с каспазой-6.

Причем эта система ответственна в первую очередь не за гибель клеток, а за отмирание длинных отростков, проводящих импульсы, – аксонов. И работает она не только у тех, кому за 60, но и у эмбрионов: в отсутствии фактора роста сам отросток выделяет свободный APP, что и приводит к гибели не сумевших образовать контакт с мышцей клеток.

По счастливой случайности «похороны» аксонов совпали с днём рождения, а точнее – «усыновления» рецептора смерти, до недавнего времени остававшегося для фармакологов «сиротой», поскольку его лиганд был неизвестен.

Возможно, это уже в ближайшем будущем заставит ученых пересмотреть свой взгляд на развитие болезни Альцгеймера и на процессы регенерации в нервной системе. Нам же остается только ждать новых препаратов, в графе «механизмы действия» которых будет указано: «Ингибирует рецептор смерти-6».