Язва удаляет астму

Бактерия, вызывающая язву, снижает риск астмы

Бактерии, вызывающие язву желудка, обладают и положительным свойством — они защищают детей от астмы. Возможно, H. pylori просто приучает иммунную систему не слишком активно реагировать на раздражение. Правда, пока механизм не установлен, ничто не мешает утверждать, что, напротив, астма защищает от язвы желудка.

Продолжительность сожительства не имеет значения: если все организмы, входящие в экосистему, получают от этого хоть какую-то выгоду, неважно, существуют ли они вместе миллионы или всего лишь несколько тысяч лет. Именно поэтому старый принцип «в организме нет ничего лишнего» распространяется не только на кажущиеся рудиментарными органы вроде аппендикса, но и на бактерий, заселяющих наш кишечник.

Если с симбионтами, разрушающими неперевариваемую клетчатку и синтезирующими необходимые нашему организму витамины, вроде бы все ясно, то польза от остальных представителей микрофлоры до недавнего времени оставалась туманной. Что, впрочем, не мешает диетологам рекомендовать стакан «живого» кефира или простокваши в качестве вечерней нормы.

На примере знаменитой бактерии Helicobacter pylori, считающейся главной причиной развития язвы желудка, Юй Чэнь и Мартин Блейзер из Университета Нью-Йорка показали, что даже весьма агрессивные микробы могут играть положительную роль.

В частности, дети, в чьих желудках отсутствуют представители этого вида спиралевидных бактерий, гораздо чаще болеют бронхиальной астмой.

Как и в случае с язвой, причин для астмы может быть несколько. Но итог всегда один: отечная и утолщенная слизистая оболочка дыхательных «путепроводов» — бронхов — перекрывает воздуху путь из альвеол наружу, настолько затрудняя выдох, что у пациентов развивается удушье.

Механизм развития заболевания – «иммунологический». Cпусковым крючком здесь могут быть аллергические реакции, дополняемые спазмом мускулатуры бронхов, или инфекционные агенты, вызывающие воспаление. К редким причинам относят холодный воздух, физическую нагрузку, стресс и даже эмоциональное раздражение.

И вот здесь начинает сказываться состояние иммунной системы. Дело в том, что небольшая «антигенная нагрузка» — стимуляция Т-лимфоцитов бактериями, заселяющими наш пищеварительный тракт, позволяет поддерживать иммунитет в тонусе. Хотя пока это утверждение – лишь рабочая гипотеза, она объясняет сразу несколько медицинских феноменов.

Например, приобретенные иммунодефициты при удалении аппендикса, богатого лимфоузлами, где иммунокомпетентные клетки «встречаются» с бактериями и их антигенами; снижение заболеваемости простудой при регулярном приеме «живых» кисломолочных продуктов; учащение разнообразных инфекций при дисбактериозе, вызванном антибиотиками.

Чэнь и Блейзер также объясняют неожиданные данные о связи язвы с астмой, опубликованные в The Journal of Infectious Diseases регулярным контактом H. pylori с Т-лимфоцитами. И несмотря на то, что сами механизмы остались за рамками исследовательской работы, выводы американских учёных заставляют задуматься.

Во-первых, с 3 до 19 лет отсутствие H. pylori в слизистой желудка связано с повышением вероятности «заработать» астму на 25%.

Этот эффект ещё сильнее проявляется в раннем возрасте: если взять данные только по самым маленьким, с 3 до 13 лет, то вероятность отека бронхов и бронхоспазма в случае наличия в желудке H. pylori оказывается ниже на 59%.

То, что маленькие бактерии в желудке обладают действием на весь организм, подтверждается и другими данными Чэня. В частности, эпидемиолог обнаружил, что у детей с хеликобактером вероятность жара, сыпи, зуда и других проявлений аллергии на 40% ниже, чем у их сверстников, желудок которых от этих бактерий свободен.

Если учесть, что в исследовании приняли участие 7 412 человек, то приведенные данные производят ещё большее впечатление. Есть и еще одно, хотя и косвенное, но зато гораздо более масштабное подтверждение выводов американских эпидемиологов. За последние полвека частота встречаемости астмы и аллергических реакций неуклонно продолжает расти. И, как подметил Мартин Блейзер, «происходит это вместе с учащением приема антибиотиков, уничтожающих микрофлору и, в частности, H. pylori».

«Наша гипотеза в том, что если у вас есть H. pylori, то вместе с ним вы обладаете большей популяцией Т-регуляторных клеток, завышающих порог сенсибилизации – чувствительности к аллергенам. В результате иммунная система становится более толерантной».

Правда, проверить эту гипотезу эпидемиологи не удосужились, привычно ограничившись сбором и анализом статистических данных. Зато из приведённых данных, обладая достаточным запасом фантазии, можно сделать обнадёживающий аллергиков вывод: бронхиальная астма, сыпь и зуд должны защищать от язвы. Пока механизм, связывающий астму и язву, не установлен, формально обоснованность одного вывода ничем не уступает обоснованности обратного.

Конечно, авторы не предлагают с завтрашнего дня заменить лакто и бифидобактерии йогуртов на хеликобактер.

Блейзер и Чэнь лишь рекомендуют врачам с осторожностью использовать и назначать антибиотики. Во-первых, сейчас в расчёт принимается в основном чувствительность «полезных» бифидобактерий, исходя из чего и подбираются антибиотики. Во-вторых, современная медицина полагается на то, что кишечник потом можно заселить микрофлорой заново – реколонизировать. В случае с желудком сделать это может быть гораздо сложнее.