Подпишитесь на оповещения
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Вода утопила уровень моря

Учёные подняли прогноз подъёма уровня моря

Оксана Молчанова 18.12.2007, 12:22

Подъём уровня моря ускорился — по крайней мере, в прогнозах учёных. Они утверждают: в ближайшие сто лет уровень моря может прибавить почти два метра, что вдвое больше оценок, данных ООН в начале года.

В начале текущего года эксперты Международного совета ООН по изменению климата подготовили доклад, посвященный проблеме глобального потепления. В частности, учёные, готовившие документ объемом в 1600 страниц, не обошли вниманием и проблему повышения уровня Мирового океана: согласно их расчетам, уровень моря может подняться на 81-88 сантиметров.

Однако, по мнению ряда исследователей, завершивших недавно собственный анализ эффектов глобального потепления, доклад ООН слишком оптимистичен.

По данным международной группы учёных, изучивших уровни моря в периоды межледниковья, в XXI веке воды Мирового океана могут подняться на 160 сантиметров.

Как рассказал BBC автор исследования доктор Ээлко Ролинг из британского Национального океанографического центра в Саутгемптоне, он и его коллеги из Германии, США и Великобритании проанализировали данные, касающиеся событий межледниковья MIS 5e. Иначе говоря, экспертов интересовало, каким образом изменялся уровень моря на планете более 124-119 тысяч лет назад.

Тогда температура воздуха не только по большей части соответствовала нынешним показателям, но и в максимально теплые эпохи была на несколько градусов выше современной, что установлено по данным изотопных анализов остатков микроорганизмов и газовых включений в покровных ледниках Антарктиды и Гренландии. Как отмечают исследователи, именно тогда моря, подпитываемые водой с тающих ледников Антарктиды и Гренландии, достигли уровня, в среднем превышающего современные показатели на шесть метров.

Как показали результаты исследования, в течение межледникового периода уровень морей поднимался, в среднем, на 1,6 м каждые сто лет.

Тогда на территории Гренландии температуры превышали современную норму для острова на 3-5 градусов. Результаты многих моделей изменения климата подсказывают, что подобного потепления можно ожидать в этом регионе и в ближайшие 50-100 лет.

Существующие модели активности ледников не могут с высокой точностью предсказать возможные изменения ледяного покрова на такой длительный период. Более того, многие из них, в том числе и модель, представленная в докладе Международного совета ООН по изменению климата, не включают некоторые факторы и динамические процессы, уже анализируемые гляциологами, что приводит к недооценке возможных последствий глобального потепления.

С учётом возможных эффектов потепления, которое может отразиться на состоянии материковых льдов, межправительственная комиссия по изменению климата в 2001 году обнародовала прогноз, согласно которому к 2100 году уровень моря из-за таяния ледников поднимется на 66 см. Уже через год эксперты Университета американского штата Колорадо провели собственный анализ скорости таяния ледников и пришли к выводу, что ледники тают быстрее, чем предполагалось, в связи с чем уровень моря к 2100 году должен подняться на 89 сантиметров по сравнению с современными показателями.

И вот теперь прогноз составляет уже 1,6 метра.

Впрочем, учёные выдвигают разные предположения о том, что ждёт планету в будущем. Например, за прошедшие 300 лет уровень моря увеличился на 10 и более сантиметров. Ледники, оставшиеся после последнего периода похолодания, в значительной степени уменьшились, и хотя Гренландия и Антарктика остаются под коркой льда, судьба этих ледников, крайне важных для уровня моря, уже волнует учёных. Например, в 2005 году появились сообщения о том, что в период с 1992 по 2003 годы в Антарктике и Гренландии наблюдалось увеличение количества осадков (в виде снега), а сами ледники, как выяснилось, начали таять с краёв, но утолщаются в центре.

Пока учёные не могут корректно ответить на вопрос, сбалансируются ли в дальнейшем наблюдаемые сейчас тенденции, однако в одном учёные, похоже, сходятся: ощутимых перемен в климате планеты избежать все же не удастся, и даже при условии развертывания самых строгих сценариев обеспечения защиты климата дальнейшее потепление и его последствия неизбежны.

С результатами исследования международной группы учёных, возглавляемой доктором Ролингом, можно ознакомиться в журнале Nature Geoscience.