Облако тысячи галактик

Телескоп «Субару» зафиксирован самые большие образования во Вселенной

В течение июля месяца две различные команды ученых, работающих на японском телескопе «Субару» на Гавайях, объявили о двух важных открытиях. Астрономы из университетов Тохоку, Киото и Эхиме обнаружили самую крупную структуру во Вселенной, а их гавайским коллегам удалось открыть восемь спутников Сатурна.

Японцы изучали область, хорошо известную своей высокой концентрацией галактик. Им удалось разглядеть гигантские трехмерные «нити» на расстоянии 12 миллиардов световых лет от Земли, простирающиеся на 200 миллионов световых лет. Эта «сеть» украшена еще и как минимум тридцатью громадными газовыми облаками, каждое из которых до десяти раз массивнее нашей Галактики. Как полагают исследователи, им удалось открыть очередные зародыши галактик. Возможно, именно из таких облаков, видимых всего через два миллиарда лет после возникновения Вселенной, и возникли галактики, в том числе и Млечный Путь.

Как полагают специалисты, открытие позволит лучше понять, какова была структура Вселенной сразу после большого взрыва, а также прояснить процессы формирования галактик.

Результаты исследований астрономы представили в Astronomical Journal и в Astrophysical Journal.

В свою очередь, Дэвид Джуитт из Гавайского университета с коллегами объявил об открытии очередных восьми новых спутников Сатурна.

Все они относятся к так называемым иррегулярным спутникам, которые отличаются вытянутыми эллиптическими орбитами, и, как полагают, не сформировались вместе с планетами, а захвачены их гравитационным полем.

Это открытие явилось развитием успеха Джуитта — ведь в 2004 году его команда уже обнаружила 12 новых спутников планеты-гиганта. Сводный перечень всех лун Сатурна можно увидеть здесь. Все 20 спутников теперь ждут своих имен.

До этого за телескопом и командой с Гавайев числились открытые иррегулярные спутники Урана, Нептуна и Юпитера.

Доктору Джуитту принадлежит честь открытия 63 из 97 известных иррегулярных спутников в Солнечной системе.

В конце июня этого года «Субару» совершил еще одно открытие: группе ученых из Национальной астрономической обсерватории университета Кобэ с его помощью удалось впервые в истории сфотографировать удивительные скопления, которые сконцентрированы вокруг неподвижной звезды, известной как HD142527.

Скопления газа и пыли вокруг HD142527 по форме напоминают два банана, обращенных друг к другу. Обнаруженные ранее подобные скопления были достаточно однотипны и походили либо на баранку, либо на спираль.

По мнению ученых, такие скопления космической пыли и газа могут быть результатом неудачной попытки превращения небесного тела в неподвижную звезду. Вместе с тем, процесс образования пыли также может свидетельствовать о формировании новых планет.