В субботу на внеочередном съезде партия «Правое дело» прекратила свое существование. Теперь она будет называться Партией роста. Такое название было утверждено делегатами всего при двух голосах против. Инициатором смены названия выступил Борис Титов.
Политик мотивировал это тем, что для прохождения в парламент партия должна быть эффективной: «Начнем с самого главного — названия и символики этой партии».
«В новую жизнь с новой программой и новыми лидерами партия должна выйти с новым именем», — дополнила зампредседателя Партии роста Татьяна Марченко.
В качестве символики была выбрана синяя стрелка на белом фоне, указывающая по диагонали вправо. На партийном флаге в качестве фона присутствует еще и небо.
Приглашенные на съезд представители «Квартета И» Ростислав Хаит и Леонид Барац поспешили поиронизировать над новым названием. «Странно, что подобное переименование произошло не при Михаиле Прохорове», — намекнул на высокий рост олигарха Ростислав Хаит. Михаил Прохоров в 2011 году возглавлял «Правое дело», но вынужден был покинуть партию в результате раскола.
«Мы думаем, что теперь одним их первых шагов должно быть переименование не только партии, но и Бориса Юрьевича Титова.
Например, во Владимира Владимировича, тогда партия точно пойдет в рост», — предложил Леонид Барац.
По словам актеров, они посетили съезд по просьбе Титова, поскольку давно с ним знакомы — но не как сторонники его партии, а как авторы фильма «День выборов 2», который и показали на съезде.
По замыслу партийцев, новое название должно ассоциироваться с экономическом ростом. «Наш девиз — «Экономика превыше всего!» — говорится в обнародованном в субботу манифесте Партии роста. Как пояснил Титов, все предложения в этой сфере были разработаны на основе работы «Столыпинского клуба», в который, в частности, входят сам лидер партии, а также советник президента Сергей Глазьев.
Присутствующий на съезде экономист Яков Миркин заявил, что сейчас экономика России скорее напоминает Латинскую Америку. Титов же пока находится в ипостаси бизнес-омбудсмена, поэтому многие его идеи касаются защиты прав предпринимателей.
На съезде Титов решил показать коллегам ролик «Деловой России», сопредседателем которой он является, где нарисованные свинья и заяц размышляют о российской экономике.
Заяц уверенно говорит, что российская экономика основана на нефти и имеет черты феодализма.
Представители партии, в свою очередь, говорили о том, как надо развивать те или иные экономические отрасли.
«Аграрный сектор России — самый недоосвоенный ресурс в мире», — заявил Андрей Даниленко, бывший фермер, начавший свой путь в США. По его мнению, Россия может быть самым большим поставщиком продовольствия в мире, но для этого нужна стратегия.
«Пройдет время, будут показывать такой же мультик и говорить, что Россия сидит на зерновой игле», — пошутил Титов.
Член генерального совета «Деловой России» Дмитрий Мариничев заявил, что партия будет выступать за полную свободу в интернете. «Пока самое худшее, что можно сделать, принимается в России», — посетовал он, имея в виду, в частности, «закон о праве на забвение».
А вот что касается политической программы, то здесь у партии ясности нет. Формально в манифесте говорится, что Партия роста выступает за политические свободы, но без конкретики. Возможно, она появится к предвыборному съезду, когда партия окончательно доработает программу.
«Конечно, мы за политические свободы тоже. И мы за свободу выбора — как честного выбора для себя и политического выбора в жизни», — отделывался Титов от журналистов, задававших ему вопросы по поводу политических приоритетов.
Главным конкурентом он назвал вовсе не «Единую Россию», а КПРФ, мотивировав это тем, что левые тоже говорят о помощи малому бизнесу.
В конце концов лидер партии честно признался, что пока не готов отвечать на политические вопросы, заявив, что общество должно дорасти до демократии: «Демократия — это будущее. В первую очередь нужно правовое государство. Демократия нужна, когда возможно осознанное голосование. Если будут свободные выборы где-нибудь на севере, это может привести к не самым хорошим результатам с точки зрения эффективности».
Многие представители окружения Титова согласны с тем, что разговор о политических свободах нужно оставить «на потом». «Вначале нужны экономические свободы, а потом появятся и политические», — заявил «Газете.Ru» предприниматель Дмитрий Потапенко, который входит в состав руководящих органов партии.
Однако такую позицию одобряют не все.
Бывший председатель «Правого дела», а теперь член политсовета Партии роста Вячеслав Маратканов считает, что идеология партии должна быть понятна обывателю: «Ему понятнее политические и социальные лозунги. Те же разговоры об инфляции не всем понятны, надо говорить о росте цен».
«Программа, которую предложила партия, может быть реализована только при одном условии: если она будет подкреплена политическими лозунгами.
Пока царствует монопольный политический режим управления, никакая экономика роста не состоится. Это коррупционный режим», — заявил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Он призвал партийцев не бояться говорить, что они и за политическое реформы, а не только за экономические: «Нельзя отдавать этот лозунг непатриотической оппозиции».
Калининградский политик Соломон Гинзбург пойдет одномандатником от партии, а вот возглавить региональную группу готов только в том случае, если Партия роста не станет партией власти под новой вывеской. Для того чтобы принять окончательное решение, ему нужно ближе познакомиться с политсилой. «Я хочу, чтобы эти люди поняли главное. Выборы — это война, а не игра понарошку! Пока я беспартийный», — заявил политик «Газете.Ru».
«Самое главное в этой партии — конечно, социально-экономическая программа. Но многие экономические требования, и есть политические. Чтобы их реализовать, невозможно не ущемить интересы определенных экономических групп», — заявила «Газете.Ru» депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая собирается идти от «Правого дела» одномандатником в родном Санкт-Петербурге.
Однако в кулуарах съезда обсуждалось, что Дмитриева может также войти и в федеральную часть списка. Это «Газете.Ru» подтвердили два источника в партии.
«Пока говорят, что будет федеральная десятка. На первом месте Титов, за ним Дмитриева, на третьем месте Маратканов. Нам кажется, что такая конструкция — мужчина и женщина на первых двух местах — будет выглядеть красиво», — пояснил один из собеседников «Газеты.Ru».
«Это весьма возможный вариант», — подтвердил еще один партийный источник.
Политолог Константин Калачев считает, что Дмитриева не так сильно известна на федеральном уровне, хотя сама идея поставить вторым номером в список женщину хороша: «Она все-таки не является федеральным лидером общественного мнения.
Но наличие в тройке женщины смысл имеет. Наверное, это хороший ход — использовать гендерный фактор, чтобы быть привлекательными для всех.
Однако Дмитриева несколько странно выглядит в партии, которая ставит своей целью защиту интересов предпринимателей. Ее повестка левосоциальная, а не правая».
Калачев считает, что нерешительность Титова в политической программе обусловлена тем, что он не хочет потерять «системность»: «Партией предлагается экономическая программа, которая не затрагивает институциональные проблемы. Титов говорит о том, как изменить все к лучшему, не меняя ничего принципиально».