Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

В Донбассе реформируют боевые батальоны

«Восток», «Оплот», «Сомали» и другие подразделения становятся регулярными частями

Бригаду «Восток» Александра Ходаковского разоружают, и курируют этот процесс российские спецслужбы и агенты ФСБ, утверждают источники в ДНР. Другие уверяют, что разоружение это плановое и бывшим бойцам предлагается новая работа во внутренних войсках ДНР. Корреспондент «Газеты.Ru» поехал в Донбасс, чтобы увидеть, как это происходит, своими глазами.

В Донецке по-прежнему внешне все спокойно. Автоматчики по улицам не бегают, БТРы не стреляют, взрывов не слышно. Бойцы «Востока» не заперты в казармах, и с ними, как и раньше, можно поговорить.

С ополченцем с позывным «Тонкий» мы познакомились весной в аэропорту на объекте «Двойка». Это оборонительные позиции, оборудованные в помещениях, примыкающих к старому терминалу аэропорта. Раньше там был пищеблок, где готовились бортовые пайки. Теперь в железных ящиках для бортпайков с логотипом голландской KLM лежат кирпичи и из них выстроены импровизированные бойницы для пулеметов. Очень живописно.

«У нас ничего не поменялось, — спокойно объяснил «Тонкий». — Никто оружия не сдавал, все находятся на старых позициях, кормят так же, боекомплект в наличии. Для рядовых бойцов все по-прежнему. Последние полгода все время начальство меняется, ярлычки сверху перевешивают, и все.

К «Востоку» мы себя давно не относим. Вы ведь у нас в мае были? Ну, тогда мы еще, пожалуй, «Востоком» назывались. Но уже больше потому, что на базе «Востока» базировались, чем так. А где-то летом мы стали 11-м мотострелковым батальоном.

Ну и сейчас мы тот же 11-й мсб, но вот чего? Думаю, в течение следующей недели узнаем. Слухи разные ходят — и армейский корпус, и республиканская гвардия. Но нам-то какая разница, в сущности?»

От «Тонкого» веет интеллигентным выпускником Донецкого политехнического института, этаким вежливым технарем. Редкий кадр в ополчении.

Самые страшные бури редко касаются обитателей морского дна. В ДНР так же. Меняются политологи, командиры, кто-то приезжает, кто-то сидит «на подвале», а подразделения месяцами сидят в обороне где-то под Коминтерново или в аэропорту, и ничего в их жизни не меняется.

И, в сущности, в ЛНР и ДНР тоже ничего не меняется.

Известный ополченец Александр Жучковский на днях сообщил об обстановке в ЛНР следующее: «Армейское строительство продолжается, и дисциплина укрепляется. Практически во всех бригадах и батальонах проводятся постоянные учения, в том числе с участием большого количества танков и артиллерии. На это расходуется немалое количество ГСМ и боеприпасов».

Зачем проводится такая масштабная работа и тратятся большие средства, если Донбасс собираются отдавать Украине? Вопрос скорее риторический.

«Военторг» работает как в «стационарном» режиме (стоит на подстраховке), так и в «мобильном» — участвует в учениях, проводит инструктажи, обучает ополченцев работе на сложной технике.

Во всех подразделениях есть «отпускники», которые работают не только в качестве «кураторов», но и в качестве непосредственно командиров крупных подразделений.

Поддержка ЛДНР от России больше заметна в социальной сфере. Регулярные гуманитарные конвои — это только видимая часть помощи. Выплаты пенсий, зарплаты ополчению, отстраивание социальной инфрастуктуры, поддержка сельского хозяйства и многое другое — странно было бы думать, что все это делается на мизерные налоги в республиках. Россия, не присоединив к себе эти территории, теперь вынуждена оказывать им видимую и невидимую поддержку на огромные суммы ежемесячно. Нельзя сказать, что эта помощь достаточна и даже удовлетворительна, но факт этой помощи отрицать глупо.

Вообще, все, что делает Россия на Донбассе — очень и очень медленно, вся политика и дипломатия направлены на затягивание ситуации с постепенной, и потому малозаметной, реализацией мер поддержки ЛДНР.

Получается, что на фоне практического прекращения боевых действий Донбассу поставляются большие материальные, финансовые и военные ресурсы, параллельно происходит ползучая интеграция ЛДНР в правовое и культурное пространство России. В совокупности все эти действия и события делают сценарий возврата Донбасса Украине невозможным.

«Сейчас с наибольшей степенью вероятности вырисовывается именно приднестровский вариант, с немаловажной разницей в том, что ЛДНР граничат непосредственно с Россией», — это то, что видит Жучковский в ЛНР. В Донецке все идет в том же ключе. Министерство социальной политики рапортует о выплате пенсий в сентябре и о планах на октябрь. И там и там речь идет о сумме в 2,5 млрд руб. ежемесячно. Это то, что идет только пенсионерам.

С апреля четко идут выплаты пособий на детей, зарплаты учителям и врачам дают в рублях. В два груза по 500 тонн каждый в самопровозглашенную республику завезли новенькие российские учебники, в которых годом выпуска стоит 2016-й. В республике работает четыре местных телеканала и шесть радиостанций. Только районных газет издается 16 штук, в количестве «центральных» путаются уже даже в пресс-службе правительства ДНР.

И все это делается, чтобы потом передать Украине?

Управляемость процессами достигнута близкая к идеальной. Все дисциплинированно готовятся к тому, что сейчас в тренде. Нужно к выборам? Город расцветает агитацией. Нужно к наступлению? Армия в тонусе, а в городах стоит такой «белый шум» о дате ближайшего наступления, что кружится голова у любой вражеской разведки. Нужно к перемирию? На позициях неделями стоит тишина.

Единственная проблема — народ. Ему голодно, ему непонятно, он устал. После внезапного — без подготовки и минимальных объяснений — переноса выборов на февраль все в легкой оторопи. «Это потому, что потребовали «укропы» и европейцы? Россия сливает ДНР? Что происходит?» — это главные вопросы, которые слышишь в троллейбусах и на лавочках возле домов.

Переформирование и утилизация героических бригад и батальонов — например, «Восток», «Оплот» и «Сомали» — в россыпь обычных номерных батальонов в составе таких же номерных бригад никого особо не трогает. На денежном, вещевом и продуктовом довольствии простых бойцов и их семей это никак не отражается. А отсутствие активных боевых действий превращает «войну» в обычную сравнительно высокооплачиваемую работу.

Новости и материалы
В «Афимолл Сити» назвали ложными сведения о падении лифта
Доктор Мясников развеял миф о заражении гепатитом через укус комара
В дом приемного отца Дани Милохина кинули «коктейль Молотова»
Число пострадавших при обстреле Белгорода выросло до 10
США ввели санкции против властей Грузии за подрыв демократии
ВСУ уничтожают мосты через реку, которыми пользуются жители Курской области
Ученые открыли новую систему групп крови
В Курской области подлежат эвакуации почти 90 населенных пунктов
В Подмосковье водитель едва не придушил соседа из-за просьбы и попал на видео
Футболист «Реала» предложил Хабибу сразиться один на один
Трамп заявил о влиянии риторики Байдена и Харрис в покушении на него
Назван срок запуска спутника «Кондор-ФКА»
Маск удалил пост об отсутствии покушений на демократов
Шольц призвал изучить возможности запуска мирного процесса по Украине
В Москве открылся второй центр женского здоровья
Режиссер фильма «Россияне на войне» попала в черный список Украины
Четырехлетняя девочка попала в реанимацию после падения из окна в Ленобласти
Овечкин получил травму на тренировке «Вашингтона»
Все новости